Женский поток для мужчины

Мы продолжаем цикл статей о практических работах, сделанных под супервизией в Центре «ОЛЬВИЯ». Данная статья представляет собой сжатый конспект дискуссии по итогам расстановочной сессии. Правила проведения сессий супервизии см. в статье Что такое супервизия
Статья может быть полезна системным расстановщикам и психологам для обмена опытом и расширения профессионального инструментария. А всем нашим читателям будет интересно узнать немного о кухне расстановочной работы. Это поможет вам легче сделать запрос, лучше понимать, что происходит в ходе системных расстановок, и эффективнее пользоваться её результатами.

Все имена измены в целях соблюдения условий конфиденциальности.

Запрос клиента

«Мне хочется восстановить женский поток. Моя девушка требует от меня изменений».

Как клиент прячет самое больное 

Запрос клиента выглядел примерно так: «Я знаю, что есть в мире некая штука (неведомая мне «барабулька»), я не знаю, что это такое, и зачем она нужна, но я осознал недавно, что у меня её нет, и я её хочу для себя получить». И просьба расстановщика детально описать цель расстановки (желаемое состояние) для клиента оказалась невыполнима, потому что у него не было детального образа, как это будет. Это для него абсолютная новизна, неведомое. 

Это значит, что проблема, к которой клиент собрался прикоснуться, глубинная, сопровождается сильной болью. И клиент вокруг этой боли соорудил семь ворот, закрыл их на семь замков. Возвел вокруг очага боли стальной сейф или железобетонный бункер. Он много лет паковал эту боль в себе, чтобы, не дай бог, не обжечься. В этом случае форсировать детализацию запроса -  «Давай выкладывай конкретно, что именно тебя беспокоит, что именно ты хочешь получить?» - просто  бессмысленно.

Клиент сделал нашей группе драгоценный подарок. Она показал всем нам, как клиент прячет самое болезненное. А прячет он их за общими абстрактными фразами. Например, «в мире принято…», «некоторыми людьми считается, что…», «у всех бывает…». Вместо описания «у меня», используется описание «у всех людей…» и т.д.   

В подобных ситуациях важно на клиента не раздражаться. Запрос не может быть «плохим» или «неправильным». Запрос очень реальный. Просто есть боль. Более реального, более серьезного запроса и представить себе нельзя.

Один из приемов, который может помочь справиться с таким запросом является прием: «тема за темой». В поле расстановки ставятся фигуры 1) «Клиент или фокус клиента», 2) «Цель или тема», 3) «Тема за темой» - это как раз то самое, что на самом деле является клиентским запросом, о котором клиент не можешь сказать ни слова. Это один из самых мягких комфортных способов обнаружить скрытое. Так или иначе, что-то всплывет, легкое или тяжелое, конкретное или абстрактное. И мы можем проработать всплывшую тему и пойти с клиентом вперед, к его новому ресурсному состоянию.   

Как вернуть клиенту ответственность за результат расстановки?

Первый терапевт применил жесткий подход и потребовал конкретизации запроса. Клиент сразу же отсоединился, ушел в закрытую позицию. И это стало  драгоценным уроком для всех присутствующих.

Есть более мягкий способ работы с невнятным запросом. После того как поставим очень абстрактные фигуры в поле, посмотрим на них вместе с клиентом и спросим его: «И что?...  Ты заявил запрос, как смог. Мы поставили фигуры в рамках твоего запроса, как смогли. Ничего внятного в этом образе пока нет. Давай-ка поподробнее».  Таким образом, мы возвращаемся к началу разговора и уточняем запрос.

Вспоминается бородатый анекдот.

Заходит в магазин покупатель и говорит:
«Вы мне колбасы  триста граммов  не взвесите?»

- А ничего, что это строительный магазин?!

Покупатель: «А ничего!»

- Хорошо. Несите свою колбасу, взвесим! 

Так вот. Жесткий подход к запросу клиента: «А ничего что это строительный магазин?»

Мягкий подход: «Несите свою колбасу, взвесим!» В данном случае лучше сработал мягкий подход. 

Тупик в расстановке

В какой-то момент движение фигур расстановки, перетекающее из одного образа в другой, остановилось. Клиент отметил, что сил нет. Терапевтом был применен приём – выход из частностей на более общий смысловой уровень. Самое общее, что можно сделать в семейной расстановке – это оставить все страдания там, где они случились, в прошлом. «Я не знаю деталей, того что произошло. Я все, что я несу в себе из этой ситуации, я с уважением   оставляю в прошлом».

Вброс терапевтом истории-интерпретации о том, что кто-то кого-то бросил – это просто метафора трагического разрыва, это гипотеза, объясняющая причину разрыва детей с матерью. И в этой метафоре, терапевт оправдал и детей, оправдал и мать тоже. Домыслы о матери-бродяжке и брошенных детях – это всего лишь гипотетические домыслы терапевта. Мы ведь не знаем как было на самом деле. Но этот образ, «где никто не виноват, просто время такое было тяжелое для всех», помог клиенту стронуться с мертвой точки.

И после того как он передал, сбросил с себя, чужой груз, он начал видеть ситуацию более четко. Появились силы для движения. И пошел определенный процесс. Он перестал прятаться за какую-то свою границу и вышел опять работать. И по факту он открылся женскому потоку.

В этот момент ему уже не так страшно было на все это смотреть.

Ресурсом оказалось принятие, прощение и отпускание какой-то суперсложной и страшной ситуации. Мы её от себя отодвинули, опустили, как будто запотевшие очки протерли. А дальше  можно было разговаривать с другими ресурсными фигурами, прося чего-то, принимая что-то. С той или иной скоростью или с тем или иным разворотом, постепенно продвигаясь к новому, лучшему состоянию.

Автор: Юрий Карпенков

Позвоните мне

Заполните форму, и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Заполните все поля

Cообщение отправлено

Вскоре наши операторы свяжутся с Вами

OK

Записаться к специалисту

Заполните форму, и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Заполните все поля

Заявка отправлена

Вскоре наши операторы свяжутся с Вами для уточнения времени консультации

OK