Одногодичный учебно-терапевтический курс по обучению расстановкам в Центре семейного консультирования «Ольвия» называется: «Интегративная модель системных расстановок».
Программа была рассчитана на 22 дня (10 двухдневных семинаров плюс модуль «итоговая супервизия»).
Между семинарами участники встречаются на межмодульниках, где делают расстановочные упражнения и расстановки друг другу.
Задачи курса следующие:
- Учебная – создать участникам условия для эффективного освоения технологии метода расстановок.
- Терапевтическая – дать возможность участникам проработать свои актуальные психологические проблемы
У желающих освоить метод системных расстановок и стать расстановщиком всегда возникает несколько вопросов к учебным программам подготовки:
-
Можно ли за год научить проводить расстановки систем, научить заместительскому восприятию, интуитивному восприятию сигналов поля, качественной диагностике, быстрому нахождению эффективных решений, приёмам трансформации ситуации к лучшему?
-
Можно ли за год научить мета-навыкам терапевта? (навыкам управление групповой динамикой, навыкам установления контакта с клиентом, навыкам фасилитации процессов отреагирования и др.)
-
Можно ли за год научить мета-навыкам расстановщика? (несуждению, скромному лидерству, позиции незнания, принципу глубинной демократии и др.)
Дело в том, что в расстановочной работе терапевту-расстановщику никак не помогают академические звания или социальные статусы. В расстановочной работе нужны прежде всего способность забыть свои мнения, отодвинуть на время свои гипотезы, открыться сигналам из поля, сигналам из внутреннего и внешнего пространства, открыться без предубеждений, без шаблонов и оценок. Довериться пространству и впустить в себя эти сигналы, соприкоснуться с ними на очень глубоком уровне, следовать процессу... И одновременно суметь не раствориться в этих сигналах, не потерять голову, сохранить позицию ведущего, управлять процессом.
Я со всей ответственностью заявляю своим студентам, что за год обучения они научатся делать расстановки качественно и безопасно. Сначала мне никто не верит, но в конце учебного курса (а их уже прошло 16 в 9 городах России и Казахстана), соглашаются.
На чем основана моя такая уверенность?
В первую очередь на огромном количестве опыта расстановочной работы, который получает каждый участник курса за год обучения. А получает он вот что:
- Около 10-20 клиентских расстановок у ведущего курса.
- Около 10-20 клиентских расстановок на межмодульниках.
- Около 5-10 расстановок в роли терапевта-расстановщика под супервизией ведущего курса.
- Опыт участия в 20-50 практических расстановочных упражнениях на отработку отдельных аспектов технологии.
- Возможность участия в групповых расстановках Центра «Ольвия» в качестве наблюдателя и заместителя (около 1600 часов за год обучения).
Такое количество практики позволяет каждый аспект расстановочной теории прочувствовать на собственном опыте и составить своё собственное мнение.
***
А что с чувствительностью к сигналам поля?
А вам отвечу так: «Чувствительность тренируется как и любой другой навык, как вождение автомобиля. Была бы практика».
Завораживает интересная особенность общения с сигналами поля, сигналами системы, полем индивидуального и коллективного бессознательного. Ты получаешь ответы на том уровне, на котором задаешь вопросы. К чему ты готов, то ты и получаешь. Мы это наблюдали многократно. Собралась прокачанная группа опытных заместителей, философов, интеллигентов в пятом поколении и ответы поля как бриллиант – интереснейшие.
***
Весьма интересно различие между расстановками в учебной группе и на супервизионных группах.
В учебной группе уже через пару-тройку двухдневных семинаров участники группы становятся членами одной команды в хорошем смысле этого слова. В этих комфортных условиях доверия и взаимопонимания можно быстро учиться новому. Но минус такого «панибратства» – лояльность, когда сложно идти на конфронтацию в отношениях с товарищем.
И этот недостаток учебной группы с лихвой компенсируется супервизионной группой, которая проходит 1-2 раза в месяц. На эту группу приходят «клиенты со стороны», и студенты получают прекрасную возможность поработать со всевозможными сопротивлениями, сложными и необычными запросами клиентов. Масса интересного.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность каждому клиенту, пришедшему на супервизорскую группу! Каждый из вас - источник потрясающего опыта для наших студентов.
Задача ведущего учебного курса, который по совместительству – супервизор супервизионных групп – сделать анализ действий студента, который проводил расстановку в роли терапевта. Каждое замечание должно сопровождаться рекомендациями: что можно было бы сделать по другому, или быстрее, или лучше… Важно в этой обратной связи фокусироваться именно на тех моментах, которые особенно ценны для студента (структура сессии, установление контакта, предварительное интервью, этап диагностики, этап трансформации, общение с клиентом после расстановки, домашнее задание). Желательно анализировать не более трех важных аспектов за один раз.
Лучше знать немногое, но глубоко, чем знать обо всём, но понемногу!
Супервизия - это не экзамен! Это всегда форма обучения!
И глубинная демократия супервизионных групп заключается в том, что студент, получающий обратную связь от супервизора может с ней согласиться и принять её, а может не согласиться… и оспорить, и привести свои аргументы…
Именно глубинная демократия как уважение к нашим различиям, к уникальности каждого, позволяют нашим студентам уже к концу года обучения придумать и применять свои собственные фишки в работе, выработать свой стиль проведения расстановок, по сути создать свой личный бренд расстановщика.