Можно ли при помощи расстановки рассматривать не только семьи, но и другие, в том числе более широкие, системы? Можем ли мы и в других системах выявлять глубинные динамики и находить подходы к решению?
С этими вопросами в 1990-е годы начался исследовательский проект, из которого – практически параллельно с семейными расстановками – выросла целая область так называемых системных структурных расстановок.
При этом оказалось, что в важных для нас системах – нынешней системе, внутренней психической системе, профессии, дружеских отношениях и т.д. – просматриваются те же модели, что и в нашей родительской семье. Как показали наши наблюдения, порядки любви – то есть такие основополагающие принципы, как принадлежность, временна́я последовательность и т.д. – в разной форме действуют и в других системах.
Это понимание позволяет при помощи этих базовых принципов расстановочной работы (но не только) находить подходы к решению вопросов, связанных с самыми разными системами. Кроме того, мы можем работать с так называемой сменой структурных уровней, когда процесс - более или менее одновременно - идет сразу в двух системах. Например, когда мы работаем с вопросами, касающимися внутренних частей, модели отношений этих частей между собой заставляют обратить внимание на семейную динамику. Сменив структурный уровень, мы на какое-то время обращаемся к семье, чтобы затем, найдя решение для связей внутри семьи, снова заняться процессом внутренних частей. Или в случае вопросов, имеющих отношение к организации, может оказаться целесообразным привлечь ментальную/телесную/духовную систему ресурсов, что, в свою очередь, позволит увидеть новые перспективы внутри организации.
Области применения системных структурных расстановок:
- внутренние системы – например, части и органы тела, части личности и внутренние активности, психические части, связанные с симптомом или травмой и т.д.;
- наши ментальные и духовные системы: логические модели, как, например, тетралемма или шаманское колесо, другие давно себя зарекомендовавшие системы ориентации, которые упорядочивают наш опыт мира;
- внешние системы: организации, проекты, трудовые процессы;
- профессиональные поля – искусство, педагогика, медицина, гомеопатия, природа/окружающий мир, социальная работа, юстиция......
В структурной расстановочной работе выработались несколько отличные от семейной расстановки подходы в отношении внутренней позиции, способов действия и теории. В последние годы эти различия стали понемногу сглаживаться, и многое из того, что было найдено в структурных расстановках, нашло применение в семейных расстановках. И наоборот: в работу со структурными расстановками интегрировались новые подходы из семейных расстановок. В ходе программы обучения мы будем постоянно обращать внимание как на различия, так и на точки сближения этих двух методов.
Программа обучения включает в себя пять модулей. На каждом модуле будет разбираться как методика и внутренняя позиция, так и теоретические основы работы. Необходимую базу для этого составят демонстрации, упражнения и рефлексии. Для снятия напряжения будут регулярно предлагаться небольшие телесные упражнения.
У каждого модуля будет свой тематический фокус. Однако информацию по содержанию каждого модуля следует понимать, скорее, как ориентир. Темы могут меняться в зависимости от процесса в группе, потребностей и вопросов участников.
Модуль 1
- В качестве введения - социографическая расстановка (с каким опытом пришел на семинар каждый участник)
- Отличия структурной расстановочной работы от семейных расстановок
- Линии развития расстановочной работы с фокусом на структурных расстановках
- Что такое система? Что такое структура?
- Линия времени
- Демонстрации + практические упражнения по основным форматам:
- расстановка проблемы-решения
- скрытая тема
- структурные расстановки тела
- колесо обучения
- Демонстрация и упражнения по работе с наслоениями (оверлэпами) – работа с каталептической рукой
- Работа с симптомами и теория на эту тему
Модуль 2
- Работа с внутренними частями
- Акцентирование процесса в структурной расстановочной работе
- Введение открытых, на первый взгляд абстрактных, элементов (например «то, о чем здесь еще идет речь» и т.д.) и обращение с ними
- Травма
- теория
- признаки травмы в расстановках
- возможные варианты расстановок в случае травмы
- Треугольник ценностей
- Формы репрезентации
- Ресурсы в расстановочной работе
- Что такое решение
Модуль 3
- Аутопоэзные расстановки
- Расстановка «Я-Самость»
- Скрытые расстановки
- Чудесный вопрос и расстановка приближения к цели
- Тетралемма для индивидуального и группового сеттинга
- Введение (шаманского) колеса в соответствии с темами, возникающими в групповом процессе
Модуль 4
- Ритуальные структуры
- Ритуал цветущего дерева
- Расстановки снов
- Расстановки сказок, возможно, в сочетании с концепцией проигрывания мифа
- Различение полноты и совершенства
Модуль 5
- Ступени внимания
- Шаги трансформации
- Возможности работы с колесом (например, колесо отношений, колесо сердца, динамика агрессор-жертва...)
- Супервизионные расстановки
- Проведение (части) расстановки отдельными участниками под супервизией