Взрослые женщины, которые между собой называют себя девочки, знают прекрасно, что тыква никогда не превращалась в карету, и что в туфлях из хрусталя не попляшешь. Но они так же знают, что в сказке важны не чудеса, а характеры и повороты сюжета. Они абсолютно жизненные и реальные.
Или, может быть, вы не встречали Серого Волка и не прятались на дне сундука от Карабаса Барабаса?
И если вы любите определенную сказку, значит в ее сюжете есть послание для вас. Что-то, что стучится в сознании через сказочные образы. Не просто сообщение, типа: «Берегись, детка, плохих людей, держись хороших!». Нет, ее послание, во-первых, лично для вас, оно не общие слова. Во-вторых, в нем есть конкретные указания – самый короткий путь для решения проблемы.
Сказка приходит, когда у вас есть проблема. Иногда такая тяжелая, что вы не можете на нее смотреть. Тогда сказка поможет увидеть.
Сказки ведут нас в самое сердце семейной системы клиента, открывают ограничивающие убеждения и позволяют «расколдовать» всю семейную систему. Они говорят с нами на языке образов, обращаются к нашим чувствам и воображению. И мы узнаем маму в Снежной Королеве, и Кая в отце, и себя в Герде или Маленькой разбойнице. Хорошие девочки мечтают стать плохими, а бывает, что наоборот. У каждого своя Золушка, Красная шапочка и Снежная Королева.
Это то, о чем говорят: «Сказка ложь, да в ней намек». Когда мы делаем расстановку сказки, мы расшифровываем это послание.
Что могут рассказать нам о нас Иван-дурак или Стойкий Оловянный Солдатик? Щелкунчик?
В расстановке нам рассказывают сказку о нас. Наш главный сюжет, нашу боль и показывают, где путь на свободу. Это всегда путь к себе.