Коучинг – это новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей.
Программа курса
ЧАСТЬ 1. Персональный коучинг. Модели и инстурменты
- Введение в коучинг:
- Определение коучинга (Голви, Дауни, ICTA)
- Виды и концепции коучинга
- Место коучинга в системе помогающих взаимодействий
- Классификация коучинга
- История коучинга
- Основатели и этапы развития коучинга
- Шкала ответственности специалиста/клиента
- Разновидности индивидуального и компандного коучинга
- Технологии проведения коуч-сессий.
Практика: Особенности коучинг-взаимодействия. Технология создания раппорта.
Практическая работа № 1:
Моделирование проведения коуч-сессии на тему «Знакомство» по алгоритму, с тренировкой навыков установления коуч-контакта и раппорта
2. Базовые компетенции коуча:
- Калибровка
- Моделирование
- Речевые инструменты
- Семь ошибок коуча
- Типология клиентов
Практика: Развитие навыков калибровки: определение невербальной информации. Определение стратегии понимания или непонимания.
Практическая работа № 2:
Планирование проведения исследования со сбором информации о человеке на основании наблюдения невербальных различий невербальных сигналов.
3. Речевые инструменты коучинга:
- 5 речевых инструментов коучинга
- Вопросы коучинг взаимодействия
- Технология проектирования открытых вопросов, направленных на выявление индивидуальных ценностей человека
- Интеграция общих ценностей группы
Практика: Тренировка пяти видов открытых вопросов.
Практическая работа № 3: Проектирование открытых вопросов, направленных на выявление индивидуальных ценностей человека и интеграцию общих ценностей группы
4. Обратная связь в коучинге:
- Определение обратной связи
- Правила
- Структура
- Формула 4:1, ее суть
- Модели
- Контексты применения
- Отличие обратной критики и похвалы
- Три компонента структуры обратной связи
- Технология проведения мозгового штурма в командах по методу «карусель»
Практика: Модель обратной связи высокого качества (ОСВК).
Практическая работа № 4: Разработка модели проведения мозгового штурма в командах по методу «карусель» и выступление в общей группе с применением ОСВК
5. Макромодели в коучинге:
- Коучинговые модели GROW и SCORE: расшифровка, определение, основные этапы
- Отличия в структуре и ситуации
- Контексты применения моделей GROW и SCORE
- Демонстрация применения с участников группы
Практика: Анализ SCORE и GROW моделей с целью определения возможности их применения пользователем.
Практическая работа № 5: Практика применения GROW с использованием 3х ролей: коуч, клиент и супервизор по очереди
6. Микромодели в коучинге:
- Базовые микромодели
- Определение, структура и значение элементов, контексты применения
- Демонстрация моделей: SMART, НЛУ, 4-хпозиционное описание реальности SWOT-анализ, «мозговой штурм», «декартовы координаты», колесо баланса.
Практика: Подготовка презентации микромодели (определение, алгоритм применения, обоснование).
Практическая работа № 6: Проверка цели по модели SMART, применение нейро-логических уровней, использование 4 позиций восприятия, проведение анализа по SWOT-модели. Оформление визуализации и выступления перед общей группой с применением ОСВК.
7. Этические стандарты коуча:
- Ключевые компетенции коуча по Т. Леонарду
Практика: Определение компетенций.
Практическая работа № 7: Обсуждение по 1-2 компетенции с определением значения, обоснованием, примерами, аналогиями и практикой применения. Доведение до группы. Самоконтроль, запись компетенции
8. Технологии проведения сессии индивидуального коучинга.
Практика: Супервизия сессии индивидуального коучинга..
Практическая работа № 8: Проведение в группах по 3 человека коуч-сессий по ролям: коуч, клиент и супервизор. Запись наблюдения и результатов по структуре в дневник коуча
9. Промежуточная аттестация.
ЧАСТЬ 2. Персональный коучинг. Супервизия
1. Самопрезентация:
- Модели самопрезентации
- Варианты применения для внутриорганизационных и внешних(маркетинговых) целей
Практическая работа № 9: Написание собственной самопрезентации на 1.5-2 минуты по модели: 1.Что было? 2. Что есть? 3. Что будет? 4. Девиз. Отработка навыка в группах по 6-7 человек по методике «карусель» с моделированием сопротивления различных целевых сегментов.
2. Коуч-позиция:
- Определение понятия на метафорах и примерах с видео-разбором
- Критерии коуч-позиции
Практика: Многоуровневый раппорт. Практика присоединения на следующих уровнях: репрезентативная система; характеристики голоса; поза и жесты; дыхание; содержание общения; ключевые слова; ценности и убеждения; культуральное присоединение; раппорт с собой. Модель BAGEL в определении внутреннего состояния по внешним критериям: поза, физические индикаторы сенсорных переживаний, жесты, движения глаз, языковые паттерны
Практическая работа № 10: В группах по 3-4 человека выполнять наблюдение в процессе диалога и заполнять таблицы «Многоуровневый раппорт», «BAGEL».
3. Супервизия
- Основы профессиональной супервизии: структура, виды, формы.
- Запросы на супервизию
- Практика применения в психологии, коучинге, профессиональной деятельности, менеджменте и т.д.
Практика: В группах по 6-8 человек проводится сессия индивидуального коучинга с 1 клиентом, остальные коучи и супервизоры. Процесс: супервизор наблюдает за коучем, чтобы дать обратную связь. Профессиональные коучи-тренеры-супервизоры наблюдают за супервизорами и дают ОСВК на супервизию.
Практическая работа № 11: Супервизия записывается по критериям в таблицу и в дневник коуча
4. Индивидуальный коучинг-тренинг:
- Демонстрация сессии индивидуального тренинга
- Дискуссия с разбором запросов на получение желаемых навыков
- Выполнение упражнения в парах коуч-клиент: Моделирование желаемого навыка, проведение сессии по структуре, репетиция со сменой ролей.
5. Индивидуальная стратегическая коуч-сессия:
- Определение стратегической цели
- Анализ прошлого опыта и вариантов достижения цели
- Выбор оптимального варианта.
Практика: Проведение индивидуальной стратегической коуч-сессии в парах с соблюдением алгоритма и заполнением бланка.
6. Межмодульная работа:
- Супервизия сессии коучинга по моделям индивидуального тренинга и индивидуальной стратегической сессии.
- Наблюдение за навыками коучей в процессе проведения коуч-сессий профессиональным коучем, мастером, тренером с целью дать развивающую обратную связь
- Проведение в группах по 3 человека коуч-сессий по ролям: коуч, клиент и супервизор. Запись наблюдения и результатов по структуре в дневник коуча