Вслед за Дианой Дрекслер я хочу отойти от полярностей «слепого восхищения» или «огульной критики» метода расстановок и защитить полезный и выгодный принцип «золотой середины». Дело в том, что расстановочная работа может прекрасно сочетаться со многими другими модальностями психотерапии и консультирования.
Каждый практикующий расстановщик привносит в свою работу весь свой предыдущий опыт и все свои накопленные знания. Я, к примеру, познакомился с расстановками имея многолетний опыт преподавателя ВУЗа и бизнес-тренера, и практику в области телесно-ориентированной терапии и НЛП. И как оказалось, всё это прекрасно сочетается друг с другом.
- Представления психоанализа об индивидуальном и коллективном бессознательном помогают понять, как вытесненный из сознания материал предков оказывается у потомков.
- Представления транзактного анализа помогают замечать паттерны в отношениях, которые мы перенимаем у более взрослых членов семьи.
- Психология привязанности помогает нам понять, что довербальная телесная коммуникация между матерью и ребенком продолжает играть важную роль в жизни уже взрослых людей.
Более того, если на расстановки приходят специалисты любой другой психологической школы, они так и говорят: «Расстановки – это сплошной гештальт», «Расстановки – это своеобразный вид телесной работы», «Расстановки – не что иное как работа на линии времени в НЛП», «Расстановки – это в чистом виде эриксоновский гипноз» и т.д. и т.п. Многие интервенции в расстановках и эмоционально-образной терапии похожи как две капли воды.
Я склонен искать сходства и пересечения, а не различия и противоречия. Потому что, когда клиент садится в своё кресло, он ждёт от меня как терапевта применения эффективного инструмента для диагностики его состояния и ситуации и эффективного инструмента изменений его ситуации к лучшему. Всё, что работает, проясняет ситуацию и приводит к улучшению состояния клиента, может пойти в дело.
Проверено на опыте, каждый расстановщик уже через год практики и обучения создаёт свой неповторимый стиль расстановочной работы, со своими личными «фишками», своей специализацией, своими излюбленными темами, где он весьма эффективен, и темами, за которые он не берётся.
Понимая это, к процессу обучения нужно относиться соответственно. Что-то должно быть освоено студентом-расстановщиком как ноты для музыканта. Это база. Это некие азы-атомы-кирпичики теории и практики, из которых он построит свой собственное здание своей неповторимой практики. В моём случае – это:
- навыки групповой динамики,
- навыки установления контакта с клиентом,
- навыки проведения предварительного интервью, получения запроса и согласования контракта с клиентом на данную сессию или на курс терапии,
- навыки распознавания и чтения сигналов, исходящих от заместителей (виртуальная карта чтения сигналов поля),
- прокачка навыка телесной чувствительности (навыки распознавания собственных чувств и ощущений как ведущего),
- тренировка мышления в поиске и нахождении смысловых и логических связей между событиями в разных контекстах и поколениях, а также
- знание базового набора «системных динамик»,
- умение использовать базовый набор интервенций, тестовых и разрешающих фраз, способных прояснить ситуацию, протестировать гипотезы и трансформировать ситуацию в более позитивную, в сторону хорошего решения.
- навыки заключительного интервью с клиентом и помощи клиенту в интеграции образа расстановки в свою повседневную жизнь.
Есть важная проблема, с которой сталкивается каждый преподаватель. Любой атом знания, освоенный студентом на учебном курсе, пропускается через личный опыт переживаний и ощущений студента и приобретает свои уникальные, специфические черты почти сразу. Одна и та же разрешающая фраза, сказанная разными студентами, звучит совершенно по-разному. Это помогает не привязываться к атому знания как непререкаемому образцу или шаблону. Как говорят мои студенты: «Феноменология рулит». И в этом вопросе я с ними абсолютно согласен.
- Один мой студент уделяет большое внимание паузам, интонациям и разным типам дыхания. В этом он уникален.
- Другой специализируется на помощи умирающим и их родственникам.
- Третий работает на якорях и фигурках, всё чувствует открытым сердцем (очень эмоционален и эмпатичен).
- Четвертый – может как экстрасенс рассказать мельчайшие детали ситуации клиента, схватывает суть происходящего в расстановке с большим количеством фигур (визуальное восприятие – это его сильная сторона).
- Пятый всегда начинает расстановку с одной фигуры – заместителя клиента.
- Шестой – логик и прекрасно выуживает смысловые логические и структурные связи между контекстами.
И каждый работает по своему красиво и эффективно. И у каждого уже свои клиенты. Каждый практикует.
Опираясь на свою сильную сторону, они способны достигать результата в работе с клиентом, а в общении друг с другом на супервизиях, подтягивают свои слабые стороны.
Множество раз наличие в системе забытого абортированного ребенка проявляется в ощущениях заместителей по-разному, но во всём этом есть и общие черты. Важно, чтобы студенты замечали в этих более или менее схожих ситуациях общие черты и составляли внутреннюю картотеку «сигнал» => «значение». Но даже если было 500 000 похожих повторений в опыте группы одной и той же темы, картотека будет у каждого своя.
Уже с первого модуля студенты участвуют в практических упражнениях в роли расстановщиков и заместителей. Поначалу им трудно разделять эти две роли. Чтобы оставить процесс в рамках расстановки, а не превращать расстановочное упражнение в мозговой штурм десяти расстановщиков, мы специально даём задание участникам в роли заместителей тренировать телесную чувствительность и объяснять то, что ты чувствуешь, кратко, ёмко, в глаголах и терминах ощущений. И всё. Никаких интерпретаций. Только участник курса, находящийся в роли ведущего расстановки, и его помощник могут заниматься интерпретацией общего образа расстановки вместе с клиентом.
Особый момент – переход от практики заместительства к практике ведущего расстановок. Это как пересесть с места пассажира на место водителя. Первый раз – это всегда очень и очень непросто. Но и здесь групповой формат обучения даёт преимущество. При соблюдении простых правил эта «проба пера» проходит безопасно и комфортно. Нужно:
- Чётко соблюдать роли в расстановке: клиент – это клиент, расстановщик – это расстановщик, заместитель – это заместитель.
- Помогать и советовать расстановщику, как продолжить процесс, можно только после его просьбы или с его разрешения.
- Начинать тренировки нужно с относительно простых элементов общего процесса расстановки (например, с составления геносоциограмм в паре «клиент – расстановщик»).
- Обсуждать и давать обратную связь ведущему учебного упражнения лишь по небольшому количеству аспектов процесса, чтобы не перегрузить.
И здесь очень многое, если не всё, зависит от преподавателя курса. Медвежьей услугой с его стороны может стать навязывание студентам «единственно правильных правил». Это приводит к возникновению «страха ошибиться». Это может полностью заблокировать тягу студентов к творчеству, самовыражению и эксперименту. Поэтому преподаватель курса просто обязан создавать на занятиях доброжелательную атмосферу и гибкие рамки процесса обучения. Он на собственном примере может показать студентам, что можно:
- быть экспертом, и ничего не понимать,
- ошибаться и исправлять ошибки, выдвигать гипотезу и отказываться от неё,
- когда надо - бездействовать, а когда надо - вовремя подсказать и поддержать,
- поощрять студентов в выработке их собственного стиля ведения расстановок с первых дней обучения,
- всю профессиональную жизнь посвятить обучению и развитию, и это нормально.
Стерильно непогрешимых и рафинированных профессионалов на свете не существует. В нашей профессии – постоянное развитие – не прихоть, а способ существования. Учёба действительно никогда не заканчивается. После 12 лет расстановочной практики я почти на каждом расстановочном вечере, на каждом учебном модуле обнаруживаю новые сигналы заместителей, которых не было в моей виртуальной картотеке до сих пор. Расстановки не могу наскучить. Они всегда подбрасывают нам что-то новенькое. «Забронзоветь» не удаётся по определению.
Дорогие мои читатели! Выбирайте быть живыми, здоровыми, счастливыми, богатыми!
А расстановки и психология вам в помощь!