В банке рассола каждый огурец просаливается

В данной статье из цикла "Инструментарий системного терапевта" раскрывается механизм действия одного из видов совести - личной совести.

Заслуга Берта Хеллингера состоит в том, что он ввел в оборот понятия трёх видовсовести. Это его ноу-хау. Это не истина в последней инстанции. Это просто модель, с помощью которой он объяснил те феномены, с которой он сталкивался в своей терапевтической практике.

Точно так же как современные учёные используют разные модели объяснения солнечного света.

Волновая теория света помогает достигать своих эффектов: производить разделения (дифракцию) белого света на все цвета спектра (красный, желтый, синий и т. д.). Это используется в оптике.

Корпускулярная модель света помогает извлекать из потока частиц света (фотонов) электроэнергию с помощью солнечных батарей.

Таким образом, что такое Солнце и солнечный свет, никому до сих пор не известно. Это большая загадка. Но определённые модели описания и объяснения реальности помогают человечеству извлекать полезные эффекты из этого загадочного феномена.

Модель атома, модели химических элементов – это понятия, это договоренности учёных, которые позволяют им удобно объяснять картину мира. На самом деле всё намного сложнее.

Точно так же не обязательно знать теорию электричества, чтобы уметь включать или выключать свет в своей комнате. Достаточно уметь пользоваться выключателем и знать, где он находится.

Берт Хеллингер увидел в своей работе определённые феномены, назвал их, описал, и сделал достоянием общественности, и они широко и эффективно применяются для проработки людских проблем. Он назвал эти феномены «личная совесть», «коллективная совесть», «интегральная совесть». Каждый из вас, при желании, может убедить научное сообщество в уместности других терминов для описания этих феноменов или вовсе создать свою теорию, объясняющую мир и человека.

Личная совесть

Личная совесть регулирует нашу принадлежность к семье и любым другим, важным для нас группам. Действие этого вида совести мы можем чувствовать и ощущать. Каждый раз, когда мы совершаем действие, ставящее под угрозу наше членство в важной для нас группе людей, у нас внутри возникает особое чувство. 
В нашем языке есть много слов для описания этого феномена: «нечистая совесть», «угрызения совести», «муки совести».

Суть феномена личной совести состоит в том, что если мы ничего плохого группе или семье не сделали, и нашему членству в группе или семье ничего не угрожает, наше членство гарантировано, мы чувствуем себя не виновными, достойными членами группы или семьи, мы имеет право на получение выгод от этого членства. Мы чувствуем себя хорошо. Другими словами наша совесть чиста.

Если мы совершили действие, за которое нас могут наказать исключением из группы или семьи (уволить с работы, расторгнуть брак, изгнать из племени и т. д.), то личная совесть становится нечистой, начинает нас мучить ещё до вступления в силу официального наказания. Тем самым личная совесть говорит человеку: «Извиняйся, искупай вину, компенсируй ущерб, и тем самым восстанавливай своим права на членство в группе, иначе тебя исключат, а это очень опасно». И когда человек, прислушивается к голосу совести и компенсирует для группы негативные последствия своих действий, он вновь становится невиновным и возвращает себе право на членство в группе, и тем самым «сохраняет себе жизнь».

Почему это так сильно работает? Потому что это архаический феномен. В древности, если племя изгоняло человека из своих рядов, это означало для него почти неминуемую гибель. С этих древних времен в глубинах нашей психики заложено понимание, что комфорт и жизнь напрямую зависят от членства в группе (семье, племени, организации, структуре).

Можете прямо сейчас вспомнить случай, когда вас мучила совесть. Механизм личной совести – это механизм самонаказания. Этим пользуются опытные педагоги. Они говорят школьнику: «Вовочка, зайдите к завучу, у него к вам очень неприятный разговор». Пока Вовочка дойдет до завуча, он уже сам себя много раз накажет, испытает дискомфорт, будет наполнен до краев чувством вины. Завучу останется лишь договориться о будущей системе отношений, чтобы ошибки в поведении не повторялись.

Личная совесть хороша тем, что она очень заметна. Её действие человек мгновенно ощущает на себе как телесный и эмоциональный дискомфорт, страх, беспокойство, нервозность.

Личная совесть является механизмом поддержания лояльности человека группе, копирования и воспроизведения моделей поведенияи привычекиз поколения в поколение. «Я такой же, как ты. Мы с тобой одной крови, ты и я. Мы – одна семья». Наряду с выгодами, это является источником огромного количества проблем в жизни современного человека. Например, в современном обществе, где давно не было войн, люди на внутреннем автопилоте могут совершать действия, смысл которых – подготовка к войне: запасать спички, мыло, соль и сахар «на чёрный день».

                                                

Повторение моделей поведения можно описать метафорой банки с рассоломи огурцами.Чтобы гарантированно сохранить своё членство в  семье, я тоже должен демонстрировать соответствие базовым ценностям семьи, в том числе в повседневном поведении и в ключевых решениях.

Если я попал, как огурец в банку с рассолом, я просаливаюсь. Если я не хочу просаливаться, меня исключат, и я попаду, либо в салат, либо в банку с маринадом.

Членам группы (семьи) гарантируется поддержка, безопасность за счёт групповой солидарности, определённую степень уважения, признания и комфорта. Раз ты наш, мы о тебе заботимся. Если ты не наш – не заботимся. Каждый член получает дивиденды от членства в группе и, в свою очередь, вносит свой вклад в благополучие группы.

Так, человек, родившись в своей семье, так или иначе, пропитывается привычками и ценностями, сценариями и стереотипами этой семьи. Они передаются как эстафетная палочка от одного поколения к другому. Так возникают семейные мифы: «Все женщины нашей семьи – теряют мужчин», «Все мужчины в роду слабые», «Берегись беременности – первые дети в нашем роду болеют» и т. д.
***

Запись в школьном дневнике: «Ваш ребёнок глотает окончания слов». 
Ответ родителей: «Знам, ругам»…
 

***

Чтобы понять механизм групповой лояльности, попробуйте провести, не побоюсь этого слова, экстремальный эксперимент. Попросите группу спартаковских футбольных болельщиков надеть красно-синие шарфики и покричать кричалки болельщиков ЦСКА, и не просто так, а за ящик пива. Какова будет их реакция? Реакция будет однозначно негативной! А почему?! Вы же ящик пива предлагали. А потому что принадлежность и лояльность группе приносит им несоизмеримо большие дивиденды.

Так и лояльность семейным историям. Вся семья в красных шарфиках страданий, и я пострадаю за компанию, буду отказываться от успеха. Золотой шарфик успеха мне не нужен.

  • ·      Как быть с теми людьми, которые совершая не очень хорошие поступки, не испытывают вины или угрызений совести?

Для этого феномена может быть несколько объяснений. Чаще всего люди не испытывают угрызений совести, если нарушают правила группы, членство в которой для них не важно.

Например, профессор Преображенский из романа «Собачье сердце» М.Булгакова с чистой совестью не купил журнал в пользу голодающих Поволжья, потому что членство с одной группе со Швондером для него не было ценностью. У него были другие ценности, и высокие покровители могли защитить его от санкций.

Итак, механизм действия личной совести: если я буду выполнять всё, как заведено в группе, соответствовать установкам, моделям поведения, привычкам, принятым в группе, то всё будет хорошо, моё членство, а значит, все сопутствующие членству дивиденды будут мне гарантированы. 

Позвоните мне

Заполните форму, и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Заполните все поля

Cообщение отправлено

Вскоре наши операторы свяжутся с Вами

OK

Записаться к специалисту

Заполните форму, и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Заполните все поля

Заявка отправлена

Вскоре наши операторы свяжутся с Вами для уточнения времени консультации

OK