Мы продолжаем цикл статей о практических работах, сделанных под супервизией в Центре «ОЛЬВИЯ». Данная статья представляет собой сжатый конспект дискуссии по итогам расстановочной сессии. Правила проведения сессий супервизии см. в статье Что такое супервизия
Статья может быть полезна системным расстановщикам и психологам для обмена опытом и расширения профессионального инструментария. А всем нашим читателям будет интересно узнать немного о кухне расстановочной работы. Это поможет вам легче сделать запрос, лучше понимать, что происходит в ходе системных расстановок, и эффективнее пользоваться её результатами.
Все имена измены в целях соблюдения условий конфиденциальности.
Запрос клиента
«Мне надо проработать семейное проклятье, которое мешает мне жить счастливо».
Гипотеза
Тема «проклятья» - удобна для клиента тем, что можно передать ответственность за своё неблагополучие на других людей.
В модели психологического вреда есть две фигуры: 1) те, кто вредят (агрессоры), и 2) те, кто это разрешает с собой делать, позволяют другим наносить себе вред (жертвы). Если человек не позволяет другим загонять себя в позицию жертвы, у агрессора нет шансов нанести вред.
Вспоминается фрагмент из книги, когда Кастанеда спрашивает Дона Хуана: «А что ты будешь делать, если тебя будет поджидать в засаде снайпер с винтовкой?» Дан Хуан ответил: «Меня там просто не будет!»
Как правило, за помощью к терапевту обращаются «жертвы со стажем», уставшие и обиженные на жизнь и на других людей. Они склонны перекладывать вину за свое состояние на других. Поэтому, прежде всего, необходимо их переориентировать, заставить задуматься о своей собственной позиции, о её причинах и вторичных выгодах.
И вместо того, чтобы пытаться бороться с агрессорами, их нужно убедить поработать в первую очередь над изменением самих себя.
Чтобы вывести клиента в более ответственную позицию относительно своей жизни можно пойти по пути проблематизации. «Миф о проклятье - это пена. Давай копнем глубже».
Можно пойти, как пошли мы. «Проклятье так проклятье, давай посмотрим причины». Посмотрели и никаких фигурантов-агрессоров не нашли. Может быть, они и есть, но для знающего поля расстановки оказались не значимы и не были полем обозначены.
Дело в том, что проклятье в нашей культуре воспринимается многими как нечто страшное и непреодолимое. И только 100 раз обойдя на коленях вокруг священной горы по часовой стрелке можно это с себя снять. Прошел маршрутом, и с собой ничего делать не надо, можно оставаться таким же и дальше, всё само собой снялось. А если 100 кругов делать лень, можно пойти к знахарю или психологу, заплатить за сеанс и пусть он это с меня снимает.
Вместо этого того, чтобы подпевать мифу клиента, надо помочь человеку задуматься и понять, что он сам автор своей жизни. И что от его позиции очень многое зависит. Если он не позволит никому себе вредить, то и навредить ему никто не сможет.
Тест
В данной работе выяснилась незавершенная травмирующая ситуация в общении с родителями.
В чем заключается драгоценный подарок клиента для всех нас. Если к вам как терапевтам повадится ходить такой клиент. И начнет вам плакаться. То одни на него нападают, то другие, то третьи… Все враги вокруг, только он хороший... В третьем браке третий раз на одни и те же грабли… Вы после этой расстановки знаете, что нужно делать. Вы его выслушаете и подумаете: может быть, в консерватории что-то не так, как говорил Жванецкий.
И предложите ему: «А давайте на это посмотрим в расстановке, не привязываясь к мифам. Посмотрим, как оно есть. И вы, дорогой клиент, получив информацию из поля, сможете поработать, прежде всего, с самим собой, со своим отношениям к родителям, к самому себе и своей жизни. А другие, как увидят, что вы поменялись, так сразу же изменят к вам свое отношение. И начнется у вас другая совершенно жизнь! Приятная и успешная во всех отношениях!»
Многословие
Многословие и рационализация – это привычный защитный механизм в ситуации травмы. Когда то ребенок, чтобы уберечь себя от одиночества и боли, научился себе объяснять ситуацию и сказки разные себе рассказывать, чтобы не было так больно и страшно. И до седых волос эта привычная модель поведения может сохраняться. Она играет роль анестезии. И раздражаться на это бессмысленно. Он умничает не из вредности, а потому что это привычная его защита. Таким людям нужно много объяснять. Объяснять, обосновывать каждый шаг, каждый образ.
И сегодня нам помог с этим справиться простой приём. Я вывел из клиента фигуру «интеллект», отодвинул его в сторону со всеми его наработками, чуть-чуть обнажилась суть, обнажилась боль, пошли слезы, появились искренние и душевные интонации, пошла работа. И за несколько минут в этой расстановке произошло что-то ценное для клиента.
Для работы с травмой нужна очень постепенная, неторопливая психологическая работа, с поиском дополнительных ресурсов, с приучением их к ответственности за свою жизнь.
Общение с родителями
На встрече с родителями, дочка говорит: «Я на тебя злюсь». А родители говорят: «А пошла бы ты доченька далеко…». Это, по сути, воспроизведение образа клиентки.
«Интеллект» мы на время отложили в сторону, и вышла на поверхность боль и желание родителей помочь, но помощь эта клиентом не принимается.
Боль – это первичное чувство в контексте любой травмы. Можно поговорить о боли и сразу выйти на глубину.
Дары частям личности
Если сталкиваемся с травматизацией в детстве, можно вывести из клиента травмированную детскую часть, утешить её с позиции сильного взрослого, и насытить её разнообразными ресурсами (подарками, любовью, нежностью, хорошим отношением, разрешением и т.д.).
А другую часть личности, которая с момента травмы играла роль анестезии и защиты, делая по сути святое дело, надо вывести в отдельную фигуру, поблагодарить за службу, наградить, а потом дать ей новое поручение на будущее. Сказать ей: «Спасибо! Больше не надо. Вместо того, чтобы защищать меня от неприятностей в жизни и от самой жизни, будь мне гидом, проводником, телохранителем, волшебным помощников в движении к актуальной цели, к новой счастливой, здоровой и успешной жизни».
А затем нужно интегрироваться со своими частями. Почувствовать их в себе. Почувствовать новое состояние.
Разрешающая фраза
Клиент очень чутко среагировал и точно сказал: «Разрешающая фраза «Можно я буду жить своей жизнью…» мне не подходит, я сразу начинаю чувствовать себя виноватой. Мне подойдет только фраза: «Я буду жить по-другому…».
Это прекрасная подсказка клиенту и терапевту для будущих расстановок и консультаций – поработать с чувством вины и агрессией, которые в этом эпизоде четко себя обозначили.
Результат
Данная работа получилась тестовой, разведочной, зондирующей. В ходе расстановки были выявлена и частично проработана тема детской травматизации и обозначены актуальные направления будущей психологической работы.
Пожелаем клиенту успехов на этом пути!
Автор: Юрий Карпенков