В работе расстановщика есть несколько противоречий.
С одной стороны, устанавливая контакт с клиентом, нужно быть на его стороне. Нужно быть другом. Нужно демонстрировать и всем сердцем чувствовать сильное желание помочь клиенту в решении его вопроса. Никакого равнодушие, никакой отстраненности. Подчеркнутая внимательность, доброжелательность, сочувствие.
С другой стороны, на этапе диагностики ситуации, на этапе извлечения информации из «знающего поля бессознательного» расстановщику нужно быть совершенно нейтральным по отношению к клиенту и его ситуации. Малейшая предвзятость или предубеждение клиента или терапевта тут же превращает расстановку из поиска наиболее эффективных решений в «трехмерную иллюстрацию уже готовой позиции терапевта или клиента». И это лишает процесс расстановки самого важного преимущества – информации из поля.
***
Для семейной системы клиента терапевт-расстановщик – самый младший. У него позиция гостя, который зашел в дом на часок. Только сами члены семейной системы знают, что у них в семье происходит, что они хотят, что считают правильным и уместным, а что - неправильным и неуместным. Гостю приходить «со своим уставом в чужой монастырь» не годиться. Он будет отвергнут.
Для руководства процессом сессии терапевт-расстановщик – мягкий лидер, самый опытный из присутствующих в технологии проведения расстановки, который должен уметь предложить клиенту форму дальнейшей работы, предложить рабочую гипотезу или вариант решения так, чтобы клиенту было удобно с этим согласиться. Директивность в этом аспекте работы не помогает.
***
При проведении инструктажа для клиента и группы терапевт-расстановщик – выполняет роль лектора, оратора, преподавателя, инструктора, учителя. Он знает всё или почти всё. И умеет донести важные нюансы техники безопасности до каждого присутствующего.
При обращении к проблемной ситуации клиента терапевт-расстановщик - «ничего не знающий». Он «пустая середина», «пустой сосуд», готов принять, вместить в себя любую информацию клиента. Семейной системе клиента, проблемной ситуации. Он в одном лице представляет всех семерых слепых мудрецов, которые ощупывают невиданного ими доселе слона. Потрогает за хвост и себе в мозг запишет – «как веревка, но не веревка». Пощупает хобот – «как змея, но не змея». Обнимает ногу – «как дерево, но не дерево». Но рано или поздно расстановщик складывает весь пазл в единое – и говорит: «Рабочая гипотеза – молодой слонёнок средней упитанности. Будем выращивать до взрослого».
***
В момент, когда нужно помочь клиенту осуществить уже выбранную интервенцию (реализовать на практике хорошее решение для улучшения состояния клиента), расстановщик действует по шаблону, уверен и надежен как «весь воздушный флот». Клиент «зараженный» такой уверенность терапевта может пройти свозь игольное ушко и достичь освобождения от проблемы.
А в момент, когда гипотеза о причинах проблемной ситуации расстановщик еще не ясна, интервенция еще не подобрана, расстановщик напоминает сапера-взрывотехника, который не знает, какой проводов перерезать – синий или красный.
***
С одной стороны, терапевт-расстановщик обязан уметь держать и читать «знающее поле».
С другой стороны, терапевт-расстановщик может использовать массу техник и приёмов из любой модальности психотерапии для того, чтобы облегчить ситуацию и состояние клиента. В конце концов оказывается, что и без «плевой диагностики» можно быть очень эффективным в помощи клиенту.
***
Зачем обо всём об этом знать студентам-расстановщикам?
А затем, что в реальной сессии любой расстановщик танцует свой особый танец, танец быстрого переключения ролей.
- Проинструктирует как оратор (режим изложения готовой информации) – переключится в режим восприятия – и произведет полевую диагностику (поиск скрытой информации).
- Проведет диагностику в режиме восприятия – переключится в режим управления расстановкой, предложит гипотезу и решение.
И все эти переключения ролей происходят на фоне сильного желания помочь клиенту в решении его проблемой ситуации. Без этого никуда!
Так что любой расстановщик – по сути многостаночник.