Потеря энергии в расстановке

Животрепещущая тема. Душераздирающее зрелище. Соль на рану...

Для начала совершенно выдуманная история, выдуманная от начала и до конца очевидцем:  

«В поле расстановки поставили 10 фигур. Все фигуры, в том числе фигура «Заместитель клиента», легли как мёртвые в зоне мёртвых. Расстановщик говорит клиенту: «Я ничего поделать не могу. На этом завершим. До свиданья». 

Мне мои новые клиенты приносят что-нибудь подобное регулярно. Раз в год точно. И рассказывают об этом с круглыми глазами. И очень боятся повторения чего-то подобного у меня на расстановочной группе. И очень хотят услышать любых гарантий по поводу того, чтобы подобное НИКОГДА не случилось с ними в расстановке.     

Так что тема актуальная.

***

Сегодня решил осветить эту тему подробно и детально. Благо подвернулся удобный случай – на большом учебном курсе со студентами с этой темой столкнулись, обсудили и опробовали ряд эффективных решений на практике.

***

Итак, какие причины или какие действия или бездействия расстановщика могут привести к потере энергии в расстановке: у группы, у расстановщика, у клиента в ходе сессии.

  • Расстановщик пытается сделать больше для клиента, чем клиент может воспринять.

Это все равно, что пытаться записать на флешку информацию, превышающую по своему объёму объём флешки. Это невозможно. И все усилия напрасны. Продолжение усилий вызывает раздражение и утомление всех участников.

Решение:

Расстановщику необходимо постоянно поддерживать с клиентом обратную связь, отслеживать его вербальные и невербальные сигналы. И при малейших сигналах утомления и выпадения из процесса, обратить на это внимание, обсудить ситуацию и процесс с клиентом. При необходимости расстановку прервать, припарковать (поставить на паузу), перенести сессию на другое время и т.п.      

  • Расстановщик распаковал (проявил в поле) много эмоционального материала (например, страдания, негативные чувства и психические травмы предков), но не обратил на это внимания, не обработал, т.е. не произвел процедуру трансформации к лучшему.

В этом случае проявленные в поле эмоции и чувства предков приземляются на участников группы, пытаются просигналить о себе через них, и это может быть очень некомфортно для всех. Осложняется это тем, что внимание «шустрого» расстановщика, как правило, уже направлено на новую тему. Поэтому процесс обработки сигналов из прежней, еще необработанной, темы затягивается, и группа утомляется, энергия падает. При этом за счет смешения контекстов нет полной ясности – этот эмоциональное состояние касается того, на что мы смотрим сейчас, или на то, что мы упустили из виду раньше.         

Решение:

Работать с ситуацией клиента на этапе полевой диагностики необходимо медленно, внимательно замечая все нюансы, давая время проявиться всем заинтересованным сторонам. Например, увидели в контексте прошлого фигуру «жертвы», обработали, это замечательно. Но, как правило, рядом с фигурой «жертвы» есть фигуры «агрессора», «свидетеля», «соучастника», «стукача», «власти», «эпохи/времени». Если дело касается Великой Отечественной войны, концлагерей, репрессий, революции – это всегда ситуация с участием большого количества фигур самой разной степени вовлеченности. И для качественной обработки травматичной ситуации из подобных контекстов нужно обратить внимание и уважить чувства очень многих людей. И на это приходится выделять время. И работать не торопясь.

Если в расстановке произошла потеря энергии, новых сущностей плодить не надо. Не стоит переходить к следующим этапам работы не завершив предыдущих.

 

  • Расстановщик попросил клиента постоять на ролях «жертв» и «агрессоров» в прошлом, чтобы клиент на собственной шкуре прочувствовал степень густоты и серьезности ситуации, осознал связи и переплетения. И клиент в этой процедуре «прилип» к мёртвой энергии, не снял её с себя, вернулся на своё место, будучи подгруженным.     

В таких случаях клиент может почувствовать сильную усталость, муть перед глазами, зевоту, спазмы в мышцах, чувство голода, раздражительность, недоумение и другие неприятные симптомы.

Сам по себе приём ассоциации с той или иной ролью в расстановке – это прекрасный инструмент диагностики. В НЛП есть аналог – «трехпозиционное описание». Можно смотреть на любую ситуацию из своей точки зрения (1-я позиция), глазами другого участника (2-я позиция), и взглядом сверху, взглядом Бога (3-я позиция). Например, этот приём очень хорошо помогает осознать конфликтные ситуации в отношениях. Но приём этот можно применять только убедившись, что клиент находится в ресурсном состоянии и сможет выдержать такую эмоциональную нагрузку. В «расстановках запредельного», это по сути основной приём диагностики самых необычных феноменов и состояний. Но на расстановки запредельного приходят как правило опытные участники, давно знакомые с методом расстановок. Для неопытного клиента такой «непосредственный» опыт может оказаться перегрузкой.

Кстати, наши немецкие учителя-расстановщики перестраховывались и большинство расстановок проводили, не вовлекая клиента в образ расстановки, или включая его в расстановку только на последнем этапе, когда ситуация уже была близка к хеппи-энду.  

Решение:

Внимательно отслеживать состояние клиента и при малейшем подозрении на отсутствие у него ресурса для работы, не вводить его в расстановочное поле, просить его наблюдать образ расстановки со стороны, обеспечить его дополнительными ресурсными фигурами помощников, дополнительными ресурсами диссоциации (например, на поле смотрит только расстановщик, а клиент смотрит на расстановщика).

Если клиент сказал: «У меня вообще нет сил, нет энергии», нужно как можно быстрее уменьшить степень его вовлеченности в процесс расстановки.  

Если заместитель или сам клиент побывали в роли мёртвой фигуры для получения информации, необходимо тщательно освободиться от этой роли перед тем, как переходить в зону живых.

Если обнаружилось сильное отождествление с мёртвой фигурой необходимо как можно скорее сделать разделение ролей и энергий: «Я – это я, ты – это ты. Я тебя уважаю. А ты смотри на меня доброжелательно». Оставлять такую ситуацию без проработки нельзя. Иначе она повиснет в воздухе.

 

  • Если расстановка еще даже не началась, а участники почувствовали сильное утомление и падение энергии, это особая тема. Она может касаться как внешних влияний, так и физического и эмоционального состояния отдельных участников группы.

Решение:

В этот момент расстановщику нужно взвесить все ЗА и ПРОТИВ и принять решение, проводить ли расстановку вообще или нет.

Иногда для продолжения эффективной работы расстановочной группы необходимо совершить простой ритуал очищения пространства от негативных внешних влияний, или попросить участника, создающего серьезные помехи работе, покинуть группу, предложить ему индивидуальные формы работы.  

 

  • Если всё вышеперечисленное не сработало. Если после какого-то действия расстановщика (на этапе диагностики или трансформации), клиент сказал: «У меня нет энергии…»

​​​​​Итак, существует инерция процесса мышления и поведения. Если движение пошло не туда, не всегда можно среагировать мгновенно. Если у машина сломалось колесо, нужно как можно быстрее ремонтировать колесо, а не пытаться силой толкать машину вперед. В этом случае весь багаж растеряем и машину погубим. Но клиент не обязан всё понимать мгновенно. Это работа расстановщика – контролировать процесс сессии и его своевременно корректировать.  

Решение:

Расстановщику необходимо провести самоанализ своих действий. Надо отмотать линию времени назад, вернуться к началу сессии и перепросмотреть каждый свой шаг, осознать, где произошла потеря энергии и попытаться понять причину.

Если есть такая возможность, необходимо вместе с клиентом отмотать пленку времени и вернуться в то место, которое было до потери энергии, которое было ресурсным, содержало живую энергию, где клиент чувствовал себя хорошо.  

Затем реконструировать события в более медленном варианте, признать обнаруженную правду, назвать вещи своими именами, и переделать процедуру (повторить этап трансформации в более экологичном варианте: для этого нужно делать все медленно и по возможности уменьшить количество сигналов и раздражителей).  

Важно не перемещать фигуры мертвых из прошлого в зону настоящего и будущего.

Важно отделить мёртвых и живых, визуально разграничить пространство для мертвых и пространство для живых. И тогда пространство живых и живые фигуры оживают.

Важно разговаривать с тяжелыми судьбами в роду из взрослой позиции.

Как вариант: сделать с клиентом и со всей группой ресурсную технику «Ресурсное место (Моё лучшее место на этой Земле».

Как вариант: сдвинуть баланс в сторону жизни. Добавить в поле расстановки десять фигур живых и ресурсных. Это очень хорошо помогает.  

При невозможности продолжения работы, необходимо как можно быстрее вывести всех участников из ролей, сделать перерыв для восстановления сил группы.  

 

  • Сам расстановщик попал в своё слепое пятно, и энергия группы начинает уходить на обслуживание «слепого пятна расстановщика».

Это очень заметно со стороны. Расстановщик в прострации, в «отлетевшем» состоянии. Группа и клиент в недоумении. Пауза затягивается. Чаще всего кто-то из присутствующих перехватывает инициативу и управление процессом. Это может быть кто угодно из присутствующих. И он начинает рулить процессом, как умеет. В этот момент фокус внимания может сместиться от ситуации клиента в сторону ситуации нового неформального лидера группы. Дело в том, что темы запросов у многих людей настолько похожи, что клиент может даже не заметить подмены. Но это будет уже расстановка не для клиента, а для нового лидера группы.     

Итак, как только расстановщик выключается из управления процессом, кто-то обязательно перехватит управление, перехватит лидерство.

Решение:

Для сохранения или восстановления лидерства в сложной ситуации расстановки расстановщик может сделать самое простое – задать клиенту вопросы:   

  • «А когда ты почувствовал потерю силы?»
  • «А где было первое, что ты не хотела делать?»
  • «Когда у тебя пошло сопротивление?» и т.д.

Кто надел белых халат, тот и врач. Кто задает вопросы – то и главный (шутка).

При невозможности продолжать, расстановка паркуется (ставится на паузу), расстановщик предлагает клиенту продолжить работу через неделю (сам расстановщик за это время прорабатывает своё слепое пятно со своим супервизором) или продолжить работу с этим запросом у другого расстановщика.

 

  • Если в расстановке все легли…

Решение:

Нужно как можно быстрее всех снять с ролей, обсудить с клиентов его запрос и образ расстановки. И предложить поменять запрос, поменять заместителей-помощников, поменять терапевта, поменять схему анализа, поменять фокус внимания (вместо переплетений посмотреть на биографические травмы или наоборот).
Всё, что можно поменять, лучше поменять и затем посмотреть, помогают ли эти изменения клиенту лучше увидеть запрос.

***

Итак, дорогие мои читатели, надеюсь вы смогли почувствовать серьезность момента. Надеюсь теперь вы сможете справляться с подобными ситуациями во всеоружии.

Желаю вам счастья, здоровья и процветания!  

***

Список литературы:

  1. Берт Хеллингер «Любовь духа»
  2. Берт Хеллингер «Большой конфликт»
  3. Берт Хеллингер «Порядки любви: как жизнь и любовь удаются вместе»
  4. Берт Хеллингер «Богомысли. Их корни и их воздействие»
  5. Урсула Франке «Когда я закрываю глаза, я вижу тебя».
  6. Берт Хеллингер «Порядки помощи»
  7. Берт Хеллингер «Счастье, которое остаётся»
  8. Гунтхард Вебер «Два рода счастья».
  9. Гунтхард Вебер «Практика семейной расстановки».
  10. Якоб Шнайдер «Семейные расстановки»
  11. Марианна Франке-Грикш «Ты с нами!»
  12. Матвеева Н.А. Карпенков Ю.В. Системные расстановки. Краткий курс. В двух томах.   

 

 

  

 

Позвоните мне

Заполните форму, и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Заполните все поля

Cообщение отправлено

Вскоре наши операторы свяжутся с Вами

OK

Записаться к специалисту

Заполните форму, и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Заполните все поля

Заявка отправлена

Вскоре наши операторы свяжутся с Вами для уточнения времени консультации

OK