…Когда я делала для клиента первую работу, у меня было странное состояние, ощущение, что передо мной стена. Я – тук-тук, тук-тук – постучалась, побилась, и это ни к чему не привело. И я была очень рада, что следующая работа у меня была тоже для него. И теперь было совсем по-другому. Было ощущение, что дверь открылась. Возникло состояние понимания и контакта. Мне было очень важно почувствовать, с чего всё начинается. Начаться работа может только тогда, когда есть контакт. Это самое важное.
Ирина
Всего два простых слова - контакт с клиентом. Метафорически это можно описать как взаимодействие пилота самолета и пассажиров.
В этой метафоре вы – только пилот самолета, и не вы его создавали. Вы можете на нём только летать, только его пилотировать. И маршрут проложен не вами. Самолет летит туда, куда хочет клиент, пассажир. И есть еще кто-то – интегративное бессознательное, Бог или диспетчер - который всем этим управляет. Что же остается пилоту? Просто помнить, что вы – только пилот. И ваша задача - правильно поднять самолет в воздух и правильно посадить его в пункте назначения. И помнить, что вы часть чего-то Большего. Вы на службе чего-то Большего. Не больше, и не меньше.
Это только кажется, что пассажир ничем не управляет. Это только кажется, что он просто узнал о методе расстановки, позвонил, пришел к нам, купил билет, сел в свое кресло. Это только кажется, что с этого момента вы – пилот-расстановщик - управляете самолетом и пассажиром. Это только часть правды. На самом деле есть нечто Большее, что управляет всеми нами – клиентом-пассажиром, расстановщиком-пилотом, погодой и, если хотите, тонкими процессами самолета.
Контакт с клиентом – это запуск двигателей в самолете. Каждая расстановочная сессия – это отдельный рейс. Пилот летит не туда, куда ему нужно, а туда, куда нужно пассажиру. Пассажир намерен посетить Лондон или Америку, и пилот ведёт самолет туда, куда ему надо. Пилоту, конечно же, нужно знать маршрут и обладать сложнейшими навыками пилотирования, но пока не запущены двигатели – начать полет в принципе невозможно. И для каждого восприятие контакта с клиентом будет своим. У кого-то – это образ открытой двери, у кого-то – ощущения мурашек по всему телу, у кого-то – на долю секунды полная растворенность и унисон с клиентом, а потом полная сосредоточенность и ясность. Разные сигналы говорят о том, что контакт установлен, налажен, выстроен.
И самое главное в этом - единое пространство. Вы оба летите в самолете, пилот занимается своим делом, пассажир – своим. И определенное количество степеней свободы есть. Пилот управляет самолетом, но от того, как собрали этот самолет на заводе и как подготовили к полету тоже кое-что зависит. Пилот, готовясь взлететь, проверяет, есть ли топливо, проверяет сигналы десятков датчиков, проверяет собственное состояние. Только убедившись, что всё в порядке, всё в полной готовности, пилот начинает полёт.
В расстановке тоже нужна проверка. Эта проверка происходит в самом начале интервью, в момент присоединения, в момент установления контакта. Если во время интервью вы лихорадочно вспоминаете, выключили ли вы утюг, оставили ли вы ребенку котлеты, если вы не можете быть в контакте с клиентом полностью, зажигания не случится, двигатель не заведется, самолет не взлетит. Вы сначала должны наладить контакт. А только потом будет расстановка с использованием законов, с разнообразными эффективными интервенциями и правильными решениями. Нельзя заранее предсказать с точностью на 100%, как пройдет полёт. Но можно с уверенностью сказать, что пока вы не повернете ключ зажигания, пока вы не соединитесь с клиентом и не станете на какое-то время командой, другими словами не наладите контакт – полёт не состоится. Я подчеркиваю, нужно стать не одним целым, а командой.
Самая большая ошибка терапевта – это перестать воспринимать клиента и остаться в плену своих красивых гипотез. Только представьте, клиент сел в самолет, начал так или иначе говорить о цели своего полёта, а пилот после пары слов заклеил ему рот скотчем, перестал его слушать, построил свою гипотезу: «Сиди спокойно Вася, не надо ничего говорить, у меня уже есть гипотеза, куда тебе надо. Обсуждать больше нечего, мы взлетаем!». Это все равно, что «тихо сам с собою, провести беседу» и полететь не в Лондон, а в Токио.
Я бываю на расстановках выпускников различных школ. Они учились 10 лет, прочитали огромное количество книг, каждый из них владеет огромным инструментарием. Но каждый из них в расстановке «тихо сам с собою ведет беседу». Пришел «павлин-мавлин», провел расстановку, клиент и зрители похлопали, а расстановка потом не действует. А бывает так, что начинающий расстановщик только за счет хорошего контакта с клиентом добивается превосходных результатов, и жизнь клиента меняется к лучшему.
Это работает, потому что настоящий контакт с кем-либо (на языке йоги – контакт на всех центрах) – это такая большая роскошь. Даже если контакт идет всего лишь по трем центрам, это уже счастье. А если открыт сердечный центр и контакт с клиентом идет по сердечному центру – это уже большое счастье.
Находясь в контакте с клиентом, воспринимая ситуацию клиента системно, как уникальную вселенную, как самобытный феномен, расстановщик соприкасается с чем-то Большим, намного большим, чем отдельный человек. Это сопричастность с Большим, которое управляет всем: и миром, и клиентом, и расстановщиком. Вернее не управляет, а создает условия для встречи и взаимного изменения, совместного сотворения новой реальности.
Давайте делать свою работу качественно. Давайте устанавливать контакт с клиентом на всех уровнях. Давайте делать свою работу, чувствуя сопричастность с чем-то Большим. Давайте делать свою работу хорошо.
Автор: Надежда Матвеева