Когда увижу – поверю! – сказал человек.
Когда поверишь – увидишь! – сказала Вселенная.
Заслуга Берта Хеллингера и его учеников Альбрехта Мара, Хантера Бомона и многих других состоит в том, что они в своих книгах и семинарах углубили наше понимание видов совести: личной, коллективной и интегральной. Благодарность и низкий вам поклон, дорогие учителя!
Интегральная совесть - это сила, которая ничего не исключает, ничего не оценивает, не проводит различий между добром и злом. Этот вид совести, которое является выражением бесконечного пространства, которое не может потеряться или пропасть, выражением бесконечности космоса, бесконечности Божественного. Если говорить языком физиков, то это энергия абсолютного вакуума. Самая большая энергия – это энергия вакуума, пустоты.
Альбрехт Мар на одном из своих семинаров рассказал об одном священнике, который выступил на научной конференции с докладом по теме «Бог в нас». И вот что священник это сказал. «Бог – это больше… Бог – это и ты, и я, и они, и эти, и те… Бог – это и это здание, и эта улица, это и все больные, это и все, кто ведет войны… И цветок… И стул… И президент… И кочегар… Бог – это всё это и гораздо больше! Бог – это все, что мы способны воспринять и гораздо больше». Самое интересное, что это определение – исчерпывающе. Оно собой покрывает всё.
Если рассмотреть метафору жизни, можно представить, что есть жизнь текущая, прошлая, будущая. Первый, второй, третий и последующие классы школы жизни. Отдельные жизни-воплощения – это отдельные классы духовного роста. Куда мы растем? К какой высоте стремимся? Для чего мы всё это делаем? Зачем?
Во многих духовных, мистических и религиозных традициях целью развития является слияние с чем-то Большим, растворение в чем-то Большем. И получается своеобразный круговорот природы. Мы, как капля дождя, извлекаемся из целого-Большего, направляемся в учебную командировку на планету Земля, обретаем свой опыт в жизни - материальный, физический, эмоциональный, ментальный и духовный, а затем мы возвращаемся в это единство-Большее после смерти.
И с точки зрения Большего все наши испытания в этой земной школе специально разработаны, организованы и осуществлены для нашего роста и развития. Были заготовлены испытания и экзамены. Были заготовлены ресурсы и помощники. Были заготовлены этапы, друзья, недруги, родственники. Это всё - школа, в которую человек пришел маленьким, а окончит её большим и зрелым, накопившим огромный опыт.
Представьте себе альпинистов, которые никогда не ходили в горы, сидели на базе, пили пиво. А тут их подняли и направили всей командой на покорение горной вершины. Роли распределены: ты – будешь всех поддерживать, а ты – будешь трудности всем создавать. И возвращаются они с опытом успешного покорения вершины и опытом преодоления трудностей. А через некоторое время, отдохнули немного, и на новое покорение… А если бы они просто сидели на базе, никакого развития не было бы.
Интегративная совесть – это просто сила, заинтересованная в нашем развитии. И для неё помощники (силы добра) и препятствия (силы зла) – совершенно однопорядковые вещи, создающие возможности для движения и развития человека.
Развитие, движение к целостности, к единству с Большим – это самый большой и самый сильный инстинкт души, самая сильная наша тяга. Этот опыт выходит за рамки принадлежности семье. С точки зрения интегральной совести, семья – это просто база для рождения одухотворенного тела в условиях материального мира, база для получения опыта развития.
Было бы здорово относиться осознанно к каждой жизненной ситуации. Например, в какой-то ситуации я помог другим людям. А меня самого это продвинуло? А вот здесь, я нанёс людям вред, выступил против. Это меня самого подвинуло куда?
Интегральная совесть выходит за рамки понятия успех, эффективность, это гораздо больше. Например, суперуспешный человек, который заработал в своей жизни миллиарды, с точки зрения движения и развития своей души к Большему может оказаться банкротом. А тот, кто провел жизнь нищего, может сильно продвинуться к Большему. Здесь логика небес и человека иногда не совпадают. Точки отсчета могут быть совершенно разные.
На эту тему есть очень красноречивый анекдот. Проповедник после смерти получил в раю очень скромную каморку. А водитель троллейбуса получил роскошные апартаменты. На вопрос проповедника: «Почему так?» ему ответили: «Когда ты проповедовал в церкви, половина прихожан дремала, а когда этот водитель выезжал на маршрут, истово молился весь троллейбус!»
Карл Густав Юнг считал, что любая душевная болезнь – это поиск бога. Это определенный способ движения и развития. Исцеляя его медицинскими или психотерапевтическими методами, мы делаем для него полезное дело? А для его души?
Интегральная совесть – вещь всеобщая, она пронизывает все, и атомный, и субатомный уровень, и уровень планет, солнечных систем, галактик и Вселенных.
Мы все, в той или иной степени, можем чувствовать свою связь Большим на тонком уровне. Мы можем понимать, можем не понимать, но связь эта существует.
Если личная совесть разъединяет христиан и мусульман, то интегральная совесть их всех объединяет. Для божественного Большего они равноценны. Разные тропинки ведут к одному источнику. Вывески и маршруты не имеют большого значения. Главное – испить чистой воды.
Самое практическое действие, самая главная практика постижения Большего – это практика неосуждения. Если мы живем, не осуждая никого, не вынося оценок – хорошо или плохо, то мы мыслим в категориях интегральности.
Если человеку удается сделать интегральную совесть главным акцентов в своей жизни, он превращается в гражданина Вселенной.
Да, я благодарен своим родителям за то, что они меня привели на эту землю, но дальше я пойду сам, во имя своего развития и развития всех.
Иногда существует конфликт между интегральной совестью и личной совестью. Например, в первой мировой войне часто случались стихийные братания. Немцы и французы прекращали стрельбу, выходили на нейтральную полосу, пили пиво и праздновали вместе Новый Год. Потом они расходились по окопам, и война возобновлялась. И бывшие собутыльники вновь стремились убить друг друга.
Это очень похоже на перемещение фокуса в объективе фотоаппарата. Раз! - и фокус сдвинулся в сторону восприятия общего. А потом – раз! - и фокус сдвинулся к восприятию личного. Все зависит от фокуса. Куда я сдвигаю фокус внимания, туда я и попадаю, то со мной и происходит. У Кастанеды это названо точкой сборки. На чем ты фокусируешься, то ты и видишь.
Хорошей иллюстрацией подвижности нашего фокуса является так называемый Стокгольмский синдром – это переживание заложником позитивных чувств к террористу, который захватил его в заложники. Террорист может восприниматься более позитивно, чем представители полиции. Спасаясь от пуль полиции вместе, я сливаюсь с ним, интегрируюсь с террористом, наши чувства перемешиваются, взаимопроникают, появляется симпатия.
Занимайтесь любым общим делом с любым другим человеком, и через некоторое время вы почувствуете сопричастность и близость с этим человеком, вы сместите фокус на то общее, что вас объединяет. А это хороший шаг к постижению Большего, Единого, интегрального.
Сосредоточились на «квасном патриотизме», и мы – самые крутые, самые лучшие. И это в целом ряде ситуаций может стать мощнейшим ресурсом, используя который можно много чего сделать и достичь. Когда надо – пользуйтесь. А когда надо другое – наводите свой внутренний фокус на Большее, Общее, Единство, и становитесь Гражданином Вселенной.
Принадлежность (личная совесть) – это очень большая ценность, и требует своего признания и подтверждения. Я – часть семьи. Полносоставность группы (коллективная совесть) тоже очень важна. «Никто не забыт! И ничто не забыто!» Но в своем слепом действии они опустошают. Например, гипертрофированная преданность ценностям семьи препятствует социальной мобильности. Если я сделаю главный акцент на позиции: «Я часть своей семьи, все остальное мне по барабану!», о каком развитии может идти речь?! Все в нашей семье – крестьяне, и я должен быть крестьянином всю жизнь. Социальная мобильность просто прекращается.
***
Сейчас я хочу рассказать вам об одном потрясающем опыте, который в свое время стал для меня настоящим откровением.
Мне поручили провести круглый стол для руководителей патриотического воспитания школьников, приглашенных со всего города. Одни «Зарницей» занимаются, другие пионерскую организацию возрождают, третьи «Вахту памяти» организуют и т.д. У меня был заготовлен довольно провокационный сценарий встречи и сложные вопросы. Главный таранный тезис моей заготовки был следующий: «На уровне государства нет никакой стратегии развития патриотического воспитания, никакой национальной идеи. Соответственно, то, чем вы занимаетесь, дорогие товарищи, это «отсебятина», никому не нужная самодеятельность. Попробуйте доказать мне обратное».
И вот люди пришли. И вот началось общение. И прозвучали мои провокационные вопросы. И все мои вопросы, отлетели от них «как от стенки горох». Эти замечательные люди невозмутимо перечеркнули весь мой план дискуссии, и мило отчитались друг перед другом, какие они молодцы, и рассказали, что, как, где и когда они делают.
Это были 50 человек, находящиеся в абсолютно слепой преданности своему святому делу. Они занимаются своим делом искренне и беззаветно. Это были патриоты страны, пропагандисты нашего славного прошлого. А может быть, это были люди, влюбленные в годы своей молодости. Они все на этой встрече были в священном трансе. «Мы победители! И это звучит гордо!» И они ровно три часа самозабвенно рассказывали друг другу, какие они молодцы, что всем этим занимаются, и какие у них успехи в этом своем служении этому своему призванию!
Со стороны посмотреть: это был слёт сумасшедших профессоров, увлеченных энтузиастов своего дела. И как мне показалось, не они двигали дело. А дело двигало ими. Они просто служили ИДЕЕ, сияли гордостью за наши ПОБЕДЫ, и поддерживали память о подвигах нашего боевого ДУХА, они просто держали красное ЗНАМЯ над своими седыми головами! И им было в этом хорошо.
Прощаясь со мной, они мне сказали: «Спасибо вам Юрий, вы такой праздник нам сделали! Как же потрясающе всё организовали и провели».
С одной стороны лояльность группе, или эпохе-времени, или идее делает людей совершенно слепыми фанатиками, которые совершенно не собираются дискутировать и ставить под вопрос саму суть своей работы. А с другой стороны, они ведь занимаются очень полезным делом, работают на сохранение нашей целостности как нации. Без денег. Без команды сверху. Как!? За счёт каких ресурсов!? Где они берут на это силы?! И далеко не сразу до меня дошло. Коллективная совесть всей страны ими руководит. Не они двигали дело. А дело двигало ими. Светлая память о павших бойцах, защитниках Родины - это условие для благополучия живых.
***
В Калуге старшеклассники несут вахту почётного караула у вечного огня. Я долго не понимал, что они там делают. А потом после этого круглого стола присмотрелся и увидел. Они тоже делают свое дело торжественно и серьёзно. Здесь не совсем подходит слово «осознанно». Это служение коллективной совести. Все это действие наполнено энергией и смыслом. Но смыслом не для отдельного человека, а смыслом для огромного пространства и миллионов людей, живых и погибших. И когда я это почувствовал, всем телом ощутил, каждой клеточкой почувствовал, я начал мимо проходить каждый раз с поклоном. Не мы управляем этой силой. А эта сила управляет нами.
Начинается это для ребят как игра. А когда они туда втягиваются, все становится предельно серьёзно, без всяких шуток. Как только одели форму – все, ты совсем другой человек.. Родина за тобой!
Автор: Юрий Карпенков