Что нами движет? Что представляет собой наша жизнь? Кто-то задумывается над этим, кто-то, наоборот, старается эту мысль спрятать в отдаленные уголки своей памяти. Что заставляет принимать те или иные решения? Так много вопросов, а ответ один – наши потребности.
Если говорить в общем, существует три больших группы потребностей (согласно потребностно-информационной теории личности П.М.Ершова и П.В.Симонова):биологические, социальные и идеальные. Но для каждого из нас они превращаются в целый веер потребностей. А достижение их в игру – «Найди то, не знаю что». Правда не буду говорить огульно, есть люди целеустремленные и они знают куда идти. Я же пишу эти строки для таких же мятущихся душ, как и я. Для тех, кто хочет найти свои цели и свои потребности в этом огромном море возможностей. Для тех, кто свою дорогу в темном лабиринте хочет превратить в увлекательную игру « Жизнь в радость». Наш новый курс для Вас.
И так потребности:
Биологические:как называет их наш учитель « хватательно – кусательные – драчливо – целовательные», все те, без удовлетворения которых, мы не будем стремиться ни к каким другим. Можно называть их низменными, бездуховными, но для многих они занимают иерархическое значение в жизни. «Хлеба и зрелищ» еще никто не отменял.
В этот раздел попадают даже не сами биологические (витальные) потребности, так как они в наше время относятся к области медицины, а производные от них, оказывающие непосредственное влияние на социальные потребности.
Социальные: это все потребности, связанные с претензиями индивида на место в человеческом обществе, его принадлежность к какой либо группе, сохранение норм и др. Главенствование их в иерархии потребностей присуще почти всем людям, а на какое именно место в обществе предъявляет претензии конкретный человек, определяется их вариациями: «для себя» или «для других». Поступки и дела людей, вызванные этим потребностями, позволяют нам судить о них, как об альтруистах или эгоистах. В современном мире появилась совместная вариация «для себя и для других», которую можно квалифицировать как потребность «для дела».
Идеальные: это потребности в познания. Сущностью их является познание неизвестных причин с неизвестным последствиям, каковыми бы не были эти причины и эти последствия. Их основным критерием является бескорыстие. Именно потребность в бескорыстном познании делает их идеальными.
В следующих блоках я расскажу о взаимосвязи потребностей, и затронем так же промежуточные и вспомогательные группы потребностей.
Татьяна Монахова