Хорошо зафиксированный клиент в анестезии не нуждается
(шутка неизвестного автора)
К одному из эпизодов работы расстановщика у меня есть чисто техническое замечание. Мне показалось, что при уточнении запроса, пошли повторы, и повторы негативного характера.
Выглядело это примерно так.
Клиент: «Мне плохо…»
Ведущий: «А как тебе плохо?»
Клиент: «Ну, так: плохо, плохо, плохо…»
Ведущий: «А как это плохо, плохо, плохо?»
Клиент: «Ну, плохо, плохо, плохо… совсем».
Докапываться до логической точки или ясности в подобной ситуации бессмысленно. Логически человек свою боль объяснить не может. А вопросы ведущего были чисто логические: «А не могла бы ты подумать на эту тему…», «А как ты думаешь, почему?...»
Человек, находящийся в боли своей травмы, не в состоянии ответить на вопрос о логических причинах. Он именно потому и пришел к расстановщику, потому что он не может объяснить себе причины происходящего. Ему просто нужна помощь. И не надо усиливать его стресс дополнительными умными аналитическими вопросами.
Намного проще задать вопрос об ощущениях: «Когда ты стоишь перед людьми, какие у тебя ощущения? Как проявляется то, что ты называешь стеснительностью?» Достаточно двух фраз на эту тему. А потом быстро перейти к запросу на расстановку, к цели, к результату, сформулированному в позитивных словах: «А что хочешь вместо этого?»
В момент вопросов ведущего клиенту происходила подстройка ведущего к клиенту. Ведущий присматривался, как преодолевать защитные механизмы клиента. Это прекрасно. Но в момент подстройки лучше использовать вопросы, на которые клиенту удобно ответить. Например, про ощущения. Или в позитивное русло перевести: «А чего хотелось бы вместо того, что сейчас?», «Как это для тебя будет, когда все будет хорошо?» И об этом поговорить подольше.
***
В заключение хочу сказать, что для меня системные расстановки это метод, ориентированный на решение. Вместо долгих разговоров о проблеме, нужно как можно скорее переходить к детальному обсуждению желаемого состояния. Это намного продуктивнее.
А если клиент не в состоянии четко формулировать и свои затруднения, и цель, на выручку всегда приходит сама технология расстановки. Уникальность технологии системной расстановки в том, что можно сделать предварительные тестовые зарисовки текущего состояния клиента, образа цели, затруднений и т.д. Образ первоначальных предварительных зарисовок может подсказать клиенту наиболее актуальную причину затруднений, помочь выбрать и сформулировать наиболее актуальную цель.
Главное помнить, что информация, полученная в расстановке, – это только материал, с помощью которого клиент принимает решения. Но сами решения клиент принимает сам и только сам. Никто не может сделать это за него.