Люди часто повторяют фразу: «Никто не вырастает без травм». Иногда это звучит утешительно, иногда как приговор, иногда, как мантра. Хотелось бы понять, какая реальность стоит за этим утверждением. Травма связь и семейные расстановки являются одной из услуг нашего центра.
Наука психология считает, что травма приключается, когда обычно у маленького человека не хватает ресурса пережить то, что с ним происходит. Чтобы спастись, мозг разделяет и вытесняет воспоминания.
Есть несколько признаков в жизни взрослого человека, что с ним это произошло:
- Беспокоит необъяснимая тревога.
- Масса сил и времени потрачено на поиски призвания, профессии, своего места в жизни, а счастья нет.
- Преследует ощущение упадка и бессилия. В ситуации, когда можно уже наконец порадоваться, не радует ничто.
- Возникают психосоматические переживания.
Почему травма лечиться так тяжело? Потому что выход из этой темницы один: нужно вернуться назад и заново без блокировки пережить все, что привелось пережить. Тогда происходит интеграция расщепленных частей, целостность возвращается и человек выздоравливает.
В одиночку без поддержки терапевта это сделать очень трудно. Не потому что вы слабый, а потому что защитные механизмы психики очень сильны. После травмы при расщеплении всегда возникает часть, которая следит за тем, чтобы травмирующие события не повторялись никогда. Это делается с помощью механизмов бессознательного. И увидеть это можно лишь с помощью другого человека, владеющего профессией терапевта. Он приносит зеркало (один из методов работы с травмой), в котором можно увидеть неприглядную реальность, несущую боль, чему человек так сопротивляется.
Непризнанные и непроработанные травмы никуда не деваются ни в жизни одного человека, ни в жизни семьи. И передаются в семье из поколения в поколение как самое драгоценное наследство и калечит жизнь потомкам, которые ни сном, ни духом. Это называется трансгенрационная травма.
Как семейные расстановки работают с травмой?
В книге Франца Руперта «Травма, связь и семейные расстановки» эта проблема раскрывается детально. Метод семейных расстановок по Берту Хеллингеру наглядно показывает связь между травмой и последующими событиями. Особенно эффективен этот метод для травмы потери и утраты привязанности.
Терапия травмы очень сложна потому что, с одной стороны, травма прерывает связь между частями личности или между членами семейной системы. И задача расстановки либо интегрировать части личности, либо помочь клиенту восстановить связь с членами рода. Семейные расстановки дают возможность не то, чтобы горевать с комфортом, но восстанавливать связь, нарушенную при травме, максимально эффективно и экологично.
С другой стороны, семейные расстановки часто показывают, что травма – это единственная связь между травмированной и не травмированной частью. И пока эта связь не прожита, не осознана, не принята, как единственная реальность без иллюзий и условий, исцеление невозможно. Так, травма, связь и семейные расстановки взаимодействуют между собой.