Структурные расстановки. Модели диагностики и трансформации

Структурные расстановки
 

  1. Базовые идеи структурной расстановки

Структурные расстановки созданы на основе семейной расстановки по Берту Хеллингеру. По сути это экстраполяция законов, принципов, и процессов расстановочной работы из семейного контекста на всевозможные другие контексты.

Структурные расстановки подразумевают восприятия каждого конкретного человека как уникального феномена, встроенного во множество самых разных систем и контекстов. Количество контекстов и моделей их анализа ограничивается только нашим воображением.  Изменение в одном из контекстов может существенно влиять на ситуацию в других контекстах.  

Авторы и разработчики идеи Инза Шпаррер и Маттиас фон Кибед позиционируют структурные расстановки как совершенно особый вид расстановочной работы. В маркетинговых и обучающих целях это действительно может быть оправдано. Но на самом деле, в практике работы с клиентом любая расстановка моделируется под запрос клиента, а значит может приобретать черты как семейной (фигуры – члены семьи), так и структурной расстановки (фигуры абстрактные элементы). И тот факт, что структурная расстановка очень часто перетекает в семейную, только подтверждает искусственность разделения двух видов расстановок. Поэтому нашей принципиальной позицией является поиск сходства и взаимообогащение методов, а не обособление отдельных школ друг от друга.  

Системные законы одинаковы для любой системы. А значит к любым системам можно применить те же приёмы диагностики и те же приёмы трансформации ситуации в более позитивную, что и в семейных расстановках. Законы принадлежности, иерархии (приоритет старших), баланса в обмене между элементами системы подтвердили свою работоспособность не только при анализе семей.


 

При анализе любой конкретной системы, так же как и при анализе семейной системы, полезно обсудить с клиентом:

  • что или кто входит в данную систему (перечень важных элементов);
  • что или кто в данной системе исключен (забыт, не уважен, несправедливо вытеснен, не находится в фокусе внимания);
  • кого можно считать пришедшим в систему раньше (приоритет в иерархии по критерию стажа пребывания в системе);
  • кого можно считать более важным для жизнеобеспечения системы (приоритет в иерархии по критерию наличия ресурсов для обеспечения выживания, сохранения целостности и процветания системы);
  • кого можно считать более высоким по статусу и положению в системе формальной и неформальной власти в системе;
  • что в данной системе означает членство и принадлежность;
  • какие специфические нюансы присущи только данной системе.

Человек является одновременно (одномоментно) членом самых разных систем. И в структурной расстановке можно гибко менять фокус внимания и с одного этажа реальности переходить на другой в зависимости от потребностей клиента. Расстановочная работа превращается в работу с матрешкой уровней и подуровней.

Можно сфокусировать внимание на конкретике фактов и сценариях действий, а можно сфокусироваться на архетипах, чувствах и мета-программах.

Можно расставить и то, о чем клиент сказал, и то, о чем он не сказал, и то, о чем клиент не хотел говорить, и то, о чем клиент сам про себя и про систему не знает. Можно расставить каждое слово запроса клиента, каждый элемент его сновидения или ситуации. Можно гибко использовать метод расстановок на языке клиента.      

Распространенным приёмом для продвижения структурной расстановки к результату является введение в рабочее поле дополнительного свободного элемента - фигуры «хорошее решение». Она может означать либо «фигуру того, что было забыто, и что нужно увидеть, уважить и восстановить принадлежность», либо «направление наиболее актуального действия относительно имеющихся фигур». Например, если не совсем понятно к трансформации какого аспекта проблемы нужно приступить, фигура хорошего решения показывает направлением взгляда на первоочередную задачу, задачу первостепенной важности.    

Точно так же как и семейных расстановках заместителям структурных расстановок рекомендуется описывать происходящие с ними процессы в терминах глаголов и телесных ощущений, без интерпретаций и оценок.   

 
 

2. Некоторые виды структурных расстановок

В расстановке проблемы подразумевается, что проблема еще не решена, и используются следующие элементы (фигуры заместителей):

  • Фокус клиента,
  • Цель (задача),
  • Препятствия (одна фигура или несколько),
  • Ресурсы (одна фигура или несколько),
  • Выгода от недостижения цели

Очень часто в структурных расстановках происходит трансформация препятствий в ресурсы, например в расстановке кошмарных сновидений. Ведь у каждого элемента есть благие намерения, и опираясь на это, клиент может войти в контакт с элементом системы (фигурой расстановки), пообщаться и поручить элементу новое задание, переназначить его в новую более конструктивную и уместную в настоящий момент роль.   

 

В расстановках тела расставляются части тела, органы тела, средства и инструменты воздействия на тело (например, лекарства, медицинские процедуры, стрессы и др.). В таких структурных расстановках фигуры часто перетекают в роли членов семейной системы, происходит так называемый сдвиг структурного уровня в сторону семейной расстановки.



 

Расстановки любимых сказок и сновидений соединяют в себе элементы арт-терапии, сказкотерапии и метафорической работы с архетипами и расстановки. Выбранные клиентом важные элементы сказок и снов (важные герои, строки, смыслы, фигуры сна, чувства) представляются в расстановочном поле заместителями. И в этих расстановках часто происходит смена структурного уровня. Герои сказки или фигуры сна очень часто превращаются в значимые элементы семейной системы. Расстановки сказок и сновидений позволяют быстро выйти на центральный паттерн семейной системы клиента. Поэтому одна такая расстановка заменяет 10 обычных сессий.

 

Тетралеммная расстановка служит для тестирования вариантов выбора, а также для выявления скрытых для глаза альтернатив. В случае простой тетралеммы используются фигуры:

  • Фокус клиента.
  • Одно (один из вариантов действия, эффективность которого нужно проверить).
  • Другое (другой вариант).
  • И то, и другое (совмещение вариантов, например совместительство на работе).
  • Ни то, ни другое (совершенно таинственный вариант развития событий, о которой клиент не подозревает, а оно как некая потенциальность в пространстве присутствует, «слепое пятно клиента»).   

В случае сложной тетралеммы добавляются дополнительные фигуры – так называемые «свободные элементы», через которых может прийти важное послание о каждом из вариантов.

Послания фигуры «И то, и другое» позволяет клиенту постичь любые варианты компромисса, совмещения, использования дефицитного ресурса по очереди, или в совершенно новом качестве, в совершенно новом контексте. Это очень творческая фигура.

Особенно полезными являются послания самого таинственного элемента тетралеммы «ни то, ни другое». По сути этот элемент заставляет клиента посмотреть в неизведанное, соприкоснуться с таинственным и пока потенциальным для его сознания, выскочить на новый этаж мироздания, посмотреть на мир с нового ракурса. И что очень важно, тетралемма позволяет клиенту соприкоснуться с последствиями вариантов буквально всем телом, на уровне телесных ощущений. А тело не врет! Очень часто клиенты в этот момент восклицают: «Как же я не мог догадаться об этом раньше! Это же так просто! Это решение буквально под носом у меня было!»

Если все варианты тетралеммы дают негативные ощущения (слабость, безысходность, падение ресурса, недостаток сил), это сигнал к тому, что клиенту сначала стоит заняться поиском ресурсов. Для этого хорошо подходит структурная расстановка на симптом, а потом структурная расстановка на ресурс.   



 

Для расстановки «тема за темой» используется три фигуры заместителей:

  • Фокус клиента.
  • Тема заявленная (то, что по словам клиента его беспокоит).
  • Тема скрытая («тема за темой», то, что действительно необходимо понять и интегрировать клиенту).

Как и в других видах структурной расстановки, данные фигуры чаще всего превращаются в фигуры семейной системы и расстановка приобретает вид классической семейной расстановки.   

 

Организационные расстановки по сути тоже являются структурными, так как в них очень часто используются абстрактные и неживые элементы системы (бюджет, клиенты, цех №8, прибыль, цель фирмы, продукт предприятия, канал рекламного продвижения продукта, рынок, деньги, вариант решения, генеральный директор, партнер, собственник и т.д.)  Уровней организационных расстановок – много. Очень часто управленцам нужно выявить и гармонизировать внутренние конфликты в коллективе (это по сути вариация семейной расстановки). Еще чаще управленцам нужно убедиться в правильности того или иного решения (это по сути вариант тетралеммной расстановки выбора, только вариантов может быть значительно больше двух).  

 


Структурные расстановки на цель (увеличение дохода, выздоровление, гармонизацию отношений и др.) используют идеи краткосрочной терапии, ориентированной на решение, по Стиву ДеШазеру. Количество фигур которые могут участвовать в такой расстановке может очень сильно меняться в зависимости от сложности ситуации.

  • Фокус клиента.
  • Цель заявленная.
  • Цель истинная.
  • Препятствия для достижения цели: недоброжелатели и завистники, чувство вины или обесценивание, детские травмированные и выживающие части личности, бывшие партнеры, текущий партнёр и члены его семейной системы, родители и представители семейной системы, части личности, имеющие опыт предыдущих воплощений, мертвые родственники и др.  
  • Ресурсы для достижения цели (горизонтальные и вертикальные).

Работа в такой структурной расстановке подразумевает комплексную проработку всех выявленных негативных факторов (препятствий для достижения цели).

Критерий хорошего результата сессии: клиент может подойти к цели и чувствует себя при этом хорошо.  



 

Структурная расстановка конфликта подразумевает использование идеи о смещении энергии конфликта, ролей агрессора и жертвы из другого контекста. В такой расстановке могут использоваться фигуры:

  • Фокус клиента.
  • Оппонент.
  • Конфликт.
  • Перенятая роль жертвы.
  • Перенятая роль агрессора.
  • Тот, от кого была перенята роль жертвы.
  • Тот, от кого была перенята роль агрессора.

Достаточно вернуть чужие энергии и роли туда, откуда они пришли, и конфликт в паре растворяется как утренний туман под лучами солнца.   

 
 

3. Инструменты трансформации ситуации в структурных расстановках

Инструментов трансформации в структурных расстановках даже больше, чем в семейных. Перечислим некоторые из них.

  • Тесты вербальные (проверка гипотез о ситуации).
  • Тесты-перестановки (проверка хорошего решения).
  • Усиление связи между элементами (контакт глаз, прикосновение, диалог).
  • Выявление исключенных (вытесненных, забытых) людей или частей системы и восстановление их членства и принадлежности (интеграция).  
  • Изменение взаиморасположения фигур, для получения более гармоничного порядка (приоритет старших над младшими в одной системе, приоритет более молодой системы перед старшей системой, правильное место в системе, правильный баланс обмена в системе, мертвые в мире мертвых, живые в мире живых).
  • Возврат перенятых чувств, негативного сценария или чужого груза.
  • Отреагирование эмоций и чувств (плачь, ругань, толкание, крик, физическая работа)
  • Обращение к большим фигурам (эпоха, время и т.д.) для сдвига восприятия в более нейтральное и ресурсное.
  • Получение ранее не задействованных ресурсов и еще многое другое.

 

Заключение

Этим скромным списком далеко не исчерпывается всё многообразие моделей структурных расстановок и инструментов трансформации ситуации клиента. Более того, каждый из расстановщиков творит свои собственные структуры каждый день, обогащая общее поле наработок в этом вопросе.

Самый лучший способ лучше понять структурные расстановки – это участвовать в них на практике.

Желаю всем счастливой охоты! Творческих озарений! И конечно прекрасных изменений и результатов в жизни!

Выбирайте быть живым, здоровым, счастливым, богатым!
А расстановки вам в помощь!  

 
 

 

 

 

Позвоните мне

Заполните форму, и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Заполните все поля

Cообщение отправлено

Вскоре наши операторы свяжутся с Вами

OK

Записаться к специалисту

Заполните форму, и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Заполните все поля

Заявка отправлена

Вскоре наши операторы свяжутся с Вами для уточнения времени консультации

OK