Обратилась ко мне девушка, назовем её Тамара и рассказа о себе следующее:
«Человек, имея дело с большой водой, не знает на самом деле, с чем связывается. Для меня большая вода – это дикий страх. Это предупреждение, что большая вода - это огромный мир, совершенно другой мир. И контактировать с большой водой нужно без всяких иллюзий о своём всемогуществе.
Большая вода – это море. Когда ей приспичит, эта сущность большой воды накроет тебя цунами, и твоя значимость уйдет в ноль. Я не понимаю, почему люди так панибратски относятся к большой воде. Мне очень страшно. Если я вижу фотографию корабля и кита на фоне черной бездны, мне всегда становится очень страшно. Если это так страшно у поверхности, то что там внутри, на глубине?! Даже медузы меня вводят в шок. Когда я от ужаса не могу зайти в воду, ко мне из воды приплывают рыбки. Если я в море зайду, они меня просто сожрут. Просто там тварей больше. Они меня сожрут.
Помогите разобраться, что со мной не так…»
Фигуры в расстановке:
- Заместитель «Тамара»
- Заместитель «Большая вода»
- Заместитель «Послание для Тамары»
Ход расстановки:
«Дыхание сперло. Еле-еле вдох сделала. В поле зайти не могу. Я точно знаю, я точно туда не могу зайти. Ноги одного из заместителей у меня ассоциируются с началом движения воды. И это для меня умопомрачительно. Этот импульс крышесносный. Я хочу превратиться в ничто. И чтобы меня здесь не было. Мне легче чтобы меня не было вообще.
«Я – очень маленькая Тамара, в возрасте внутриутробном, я никак не могу сделать выбор, жить либо умереть. Меня что-то засасывает, утягивает помимо моей воли. Я вижу большую фигуру и тёмную большую воду. И я не могу понять, мне жить или она меня засосет».
«Тебе нужно найти силы и способ познать, что такое вода в принципе. Не только для тебя. А в принципе тебе нужно понять, что такое вода как стихия воды. Это для тебя очень важно. То, как ты сейчас существуешь без воды, это для тебя угнетающе. Ты погибаешь. Тебе нужно заняться изучением воды более плотно».
Гипотеза: Тёмная вода – это очень распространенный образ переживаний до родов. Возможно, во внутриутробном периоде Тамара испытала что-то травматичное, пугающее. Это превратилось в опыт, в переживание тёмной воды как среды опасной и неприятной. А на самом деле вода бывает разная.
Маленькая Тамара: «Я последние силы потратила, чтобы выбраться из глубин тёмной воды. Если бы я не выбралась, я бы здесь сегодня не сидела. И я точно туда на глубину больше не пойду. Это страшно. Ни в коем случае».
Разрешающая фраза: «Тамара, поздравляю тебя, ты родилась. Ты - классная. Ты – крутышка».
«Я смотрю на этот страх тёмной воды спокойно и умудренно. Понимаю, что контакт с тёмной водой - это определенный опыт души. У меня идет такой образ: человека с корабля бросили в воду с утяжелением, и он падает в бездну воды, умирая. Ужас перед чёрной водой – это, возможно, опыт смерти из прошлой жизни. И мне хватает ясности, воспринимать этот прошлый опыт только часть всего моего опыта».
«Физиологически, когда плод выходит из жидкости при рождении, у него черепная коробка деформируется, вода как среда, в которой плод существовал, была и вдруг её не стало. И плод вдруг попадает в другую плотность, в другую среду. И у меня как плода что-то здесь не перестроилось. Я хочу туда обратно. А обратно никак. А где мне здесь найти что-то подобное?! Я в своей жизни ищу эту прежнюю воду и не нахожу. Я хочу найти эту воду, чтобы она была рядом, как когда-то. Чтобы я вся была в воде».
Решение: Обработать травматичное событие во внутриутробном развитии. Вода вокруг тебя.
Разрешающая фраза: «Тамара, привет, я пришла тебе помочь. Я все родовые пути так смажу, что роды пройдут как по маслу. Никаких затруднений. Никаких сжатий. Я дарю тебе роды в воду».
«Я могу глотать воду, чистую родниковую воду и она через меня транзитом проходит.
Русалочка родилась.
Я хоть маленькая, но я самодостаточная, у меня и руки и хвостик есть.
Вода такая чистая. Боже, какая чистая вода. Чистейшая вода. У меня есть память об этой чистейшей воде.
И это наслаждение. Пью, пью и напиться не могу. Она транзитом через меня проходит. Это чистейшая вода. Там всё есть. Все микроэлементы в этой воде есть.
Садись рядом. Это что-то твоё родное. И ты про это знаешь. Ты так воплощалась.
Буль-буль-буль. Плюх-плюх-плюх. Плеск-плеск-плеск. Кляк-кляк-кляк. Кап-кап-кап.
Кувырки. Брызги. Визги.
Вода – это моя стихия.
Чего я только не делаю!!! Это фигуры высшего подводного пилотажа. Синхронисты отдыхают. И рыбкой. И винтом. И на спине. И сальто. И по воде хвостиком и ладошками бью.
Боже, я русалка.
Тамара: «Даже сказка мне нравилась в детстве «Русалочка» Андерсена. Обалдеть!»
Русалка: «Чего я только в воде не вытворяю! Дельфины просто отдыхают! Все зрители остолбенели как в стоп кадре, а я выделываюсь. Такое счастье. Я родилась в чистой воде.
Просто невозможно быть красивой такой.
Просто невозможно быть свободной такой.
Я такая красивая. Я такая свободная.
Теперь только так. И я живу и наслаждаюсь. И чистой водой упиваюсь. Водой чистой питаюсь».
Тамара: «Ты во мне есть. Ты моя часть. Ты классная. Ты умеешь радоваться».
Русалка: «Я тебе обязательно найду чистую воду. Ты туда зайдешь и будешь получать наслаждение. Там никого кроме меня не будет. Но если ты меня в воде увидишь, не пугайся. Я – просто твоё отражение».
«Маленькая часть Тамары трансформировалась во взрослую часть, и у меня всё хорошо. У меня отношения к воде спокойное, без эйфории, панических атак тоже нет. Я смотрю на воду, и у меня всё хорошо».
Здесь расстановку и завершили.
Вместо заключения
Любознательный читатель обязательно спросит: «Так что же произошло в расстановке? Так что же стало целительным для клиента? Так в чем же заключается терапия?»
На мой взгляд можно говорить о своеобразном рефрейминге, переформулировании внутреннего субъективного опыта клиента.
Если опыт контакта с водой на любом этапе существования был травматичным то, можно заменить негативный образ воды позитивным образом воды.
Наглядность расстановки, множество каналов информации, которые в ней используются дают клиенту шанс изменить внутренние образы очень и очень мощно и быстро.
Командная работа заместителей в контексте одного образа действует как множественное наведение транса (эриксоновский гипноз).
Но самое замечательное в этом процессе, что он аутопоэтический, самотворящий.
Расстановщик просто идёт за процессом, просто подчеркивает для клиента важные аспекты, помогает клиенту поддерживать внимание к происходящему процессу в режиме открытого восприятия.
Впустить в себя новизну мира, это как чистой прохладной водицы в жаркий день испить.
Это и полезно и приятно.
***
С удовольствием отвечу на ваши вопросы!