Как так получается, что незнакомые мне люди, находящиеся в поле расстановки, разговаривают как мои близкие родственники? Как они могут так точно передавать нюансы моих взаимоотношений с родственниками, друзьями, коллегами по работе?
Вопрос чрезвычайно интересный. Психологические расстановки по Хеллингеру отличаются от других терапевтических методов использованием информации из поля. Когда я впервые столкнулся с феноменом расстановочного или «знающего» поля, это было для меня самым настоящим чудом, мистикой, магией. Как хотите назовите. Постепенно я научился использовать полезные эффекты этого феномена в работе с клиентами. Но я отдаю себе отчет, что само поле, и то как оно работает, остается для меня большой загадкой. Кстати, мы точно так же относимся не только к расстановочному полю, но к другим вещам в нашей жизни. Мы до конца не знаем, что такое солнце, но загораем вполне успешно. Мы не профессиональные электрики и для того, чтобы пользоваться электричеством нам не нужно знать закон Ома, нам нужно всего лишь знать, где выключатель, чтобы включать свет в комнате, когда нам это потребуется.
В данной статье, я не претендуя на полноту изложения, приведу несколько важных характеристик, которые помогут студентам курса «Интегративная модель системных расстановок», который проходит в 16-й раз в Центре «Ольвия» пользоваться феноменом расстановочного поля более эффективно.
1. Расстановочное «знающее» поле – реагирует и разговаривает с клиентом, расстановщиком и заместителями как живое существо. Оно даёт полезную подсказку в ответ на серьезный запрос клиента и почти не реагирует на баловство из праздного любопытства. Замечено, психологические расстановки по Берту Хеллингеру, очень эффективный инструмент в тех случаях, когда проблема очень и очень серьезная, другие методы не дали существенного улучшения.
2. Уровни информации.
Есть уровень индивидуального сознания – это то, что мы держим в памяти и контролируем здесь и сейчас. Это информация на экране компьютера при написании статьи. Я виду часть этой информации актуально на дисплее, но могу при желании отмотать текст в начало статьи или в конец. Я помню, что я ел сегодня на завтрак. Это в моём сознании. Когда я переходил перекресток, я очень сознательно контролировал движение автомобилей вокруг. Психологические расстановки по Хеллингеру для погружения в этой слой информации не требуются. Клиент и так помнит и осознает этот слой информации.
Индивидуальное бессознательное – это весь объем информации, который прошел через нас с момента зачатия. Это миллиарды терабайтов информации. И на экран компьютера их не поместишь, да и не надо. Они у нас хранятся в архиве нашего бортового компьютера на жестком диске. Кстати, программное обеспечение нашего личного компьютера имеет как осознаваемую часть (ярлыки программ на рабочем столе), так и множество скрытых программных файлов.
Коллективное бессознательное рода (семейной системы) – это весь объем информации, который прошел через всех наших кровных родственников, братьев и сестер, жертв и благодетелей семьи. Это уже аналог проводной внутрикорпоративной сети рабочих станций, подключенных к офисному серверу. Психологические расстановки по Берту Ххеллингеру очень эффективный инструмент системного уровня анализа информации (как в семейных, так и в организационных системах).
Морфо-генетические поля (читайте Руперта Шелдрейка) или Хроники Акаши – это весь человеческий опыт, весь опыт планеты Земля в глобальных и космических масштабах. Это аналог Интернета и wifi-технологии доступа. Только представьте себе масштабы доступа к информации?! Это завораживает! С какого уровня ты готов получать информацию, с такого и получишь.
Важно. Когда клиент и расстановщик в расстановке обращается за подсказкой из коллективного бессознательного семейной системы это очень похоже на то, как как муравьи обращаются за информацией к слону. С одной стороны, слон муравью ничем не обязан. С другой стороны, слон (семейная система) заинтересована в своём процветании, и готова поддержать любую инициативу, направленную благо своих членов, а значит и на своё благо. Поэтому так важно уважительно и трепетно относиться к тем подсказкам, которые приходят клиенту через расстановку. Поэтому так важно расстановщику сохранять скромную роль «младшего» для семейной системы. Малейшее высокомерие со стороны вопрошающего и его помощников и всё, сеанс связи, прекращается и ответов из поля не поспупает.
Однажды я проводил в один день две расстановочные сессии, две психологические расстановки по Хеллингеру. И закончив одну, я сказал: «Спасибо полю. Поле закрываю». Перешел я из аудиторию в аудиторию к другому клиенту, а там сигнала поля нет. Нет, от слова нет совсем. Хорошо, что с клиентом можно эффективно работать не только в расстановке, но и в других терапевтических методах. Сессия прошла очень хорошо. Но это была не расстановочная сессия.
3. Доступ к информации из «знающего» поля расстановки мы получаем, используя феномен «заместительского восприятия». Со стороны это очень похоже на ясновидение. Этим могут пользоваться все, кто имеет такое желание. По себе могу сказать, это точно тренируется. В начале своего обучения я в любой роли показывал «курицу в полушпагате», и меня выгоняли из расстановки. И только через полгода постоянных тренировок моё тело стало получать и проявлять более широкий спектр сигналов.
Психологические расстановки по Берту Хеллингеру сообщают клиенту свои послания. Иногда сигнал, послание из поля очень точный и конкретный. По результатам одной из расстановок родственники нашли тело погибшей женщины, которую они искали около двух лет. Иногда послание весьма метафорично. Послание: «Женщину пытаются отравить, чтобы захватить квартиру» - вызвала у клиента и расстановщика сильный испуг. А на деле оказалось «Опухоль пытается захватить тело». После такого пугающего послания женщина дошла до врачей, сделала операцию, избавилась от опухоли, жива-здорова, прекрасно себя чувствует.
Иногда послание поля отсутствует вовсе. Полное молчание. Очень часто это бывает тогда, когда клиент или кто-то в группе не готов воспринимать жесткую правду.
Иногда поле выдает странные сигналы – например групповое «хихикание» заместителей может означать сексуальный подтекст, а может означать тайну в семье, которую клиенту знать не надо.
Психологические расстановки по Хеллингеру – очень специфичный инструмент. Но есть и хорошая новость. Этому искусству можно научиться.
4. Усиливает сигнал, обогащает послание «знающего» поля:
- актуальность запроса, сильное желание клиента изменить свою жизнь к лучшему;
- фокусировка, концентрированный интерес не только клиента, но и всей группы к теме запроса. Особенно это заметно, когда группа клиентов и заместителей целенаправленно собирается под определенную тему «онкология», «деньги», «отношения между мужчиной и женщиной».
- позиция «несуждения» расстановщика и участников группы. Ни насильников, ни самоубийц, ни палачей, ни фашистов, в расстановке не судим. И тогда информация течет широким потоком.
- поэтапный, постепенный, осторожный процесс чтения поля, распаковка сигналов. Поле как будто проверяет участников группы: «Уважили меня в малом, покажу вам большее».
Психологические расстановки по Берту Хеллингеру подходят даже для тех, кто якобы «ничего не чувствует». Один из постоянных участников расстановочных групп Игорь, постоянно подчеркивал, что его выбирать на роль заместителя не стоит, потому что он «ничего не чувствует». Но в один прекрасный момент, его все-таки назначили на мужскую роль бывшего мужа одной из клиенток. При опросе заместителей, Игорь выдает: «Я просто стою, ничего не чувствую, ни на кого внимания не обращаю. У меня в голове только музыка. Много музыки». И клиентка удивленно восклицает: «Да, мой бывший – профессиональный музыкант». Так что сказка Игоря про «ничего не чувствую», это не более чем кокетство. Всё он чувствует на очень глубоком уровне. Как и все остальные.
Один очень грузный заместитель-мужчина (как Расул Гамзатов) три расстановки подряд говорил: «Ничего не чувствую!», а как поставили его в роль в четвертой расстановке буквально закричал в восторге и изумлении: «Мои ноги! Мои ноги шагают! Сами шагают!»
Психологические расстановки по Хеллингеру очень интересно устроены. «Знающее» поле расстановки разговаривает с нами на том языке, на той системе знаков, на которых мы готовы его воспринимать. Мимика, жесты, движения, позы, взаиморасположение фигур, слова, мысли и образы, телесные ощущения заместителей – всё это важно учитывать. Для облегчения расшифровки послания многие расстановщики используют схемы чтения поля. Например, во многих таких схемах муж стоит справа от жены, старшие позади младших, дети выстраиваются в порядке очередности появления на свет по циферблату. Как вы понимаете, на каждую стандартную схему интерпретации есть свои исключения. В любом случае, прежде чем музыкант выходит на уровень свободной импровизации, он изучает ноты и гаммы. Так что схемы чтения поля весьма полезны для начинающих расстановщиков.
Приведу пример, как это работает. Я в студенческие годы использовал для тестирования психотипов систему из 8 чакр. Очень классно получалось дополнять результатами такой диагностики другие тесты и наблюдения за типажами. А потом я узнал, что в индийской классике чакр 7, вынул из головы модель 8 чакр, вставил в голову систему 7 чакр, и это тоже прекрасно работало. Это очень похоже на систему фильтров при фотосъемке. Что тебе надо увидеть, такой фильтр, такую систему анализа и подбирай.
Проблемой это может стать тогда, когда расстановщик с одной привычной системой чтения поля пытается делать расстановку в группе заместителей, которая «заточена» на другую схему чтения поля. Тут может «найти коса на камень». Долго придется притираться и согласовывать систему знаков и сигналов. Но это решаемо. Психологические расстановки по Берту Хеллингеру в профессиональных руках – очень гибкий и весьма наглядный инструмент для диагностики самых сложных проблем, инструмент запуска процесса исцеления.
5. Ограничения, которые ослабляют сигнал «знающего» поля
- Человек замечает и воспринимает только то, что что готов замечать и воспринимать. Приведу несколько примеров. Однажды мы совершали длительную поездку на большом туристическом автобусе. Посреди воронежской степи автобус сломался. И я долго наблюдал силуэт автобуса в синеве ночи. После этого я стал замечать большие туристические автобусы буквально на каждом шагу. Они буквально заполонили собой весь наш городок. А ведь раньше их не было совсем. Вернее они конечно были, только я их старательно не замечал.
- Точно также, тема нерожденных или исчезнувших близнецов» пришла ко мне на пятый год расстановочной практики. Сразу за один месяц сентябрь было 8 расстановочных сессий, где этот феномен всплывал в полный рост. И теперь, психологические расстановки по Хеллингеру я провожу, имея навыки работы с этим феноменом, замечая его на этапе диагностики и прорабатывая его на этапе трансформации проблемы. А до этого 5 лет не замечал вовсе. Как будто этого не было.
- Точно так же с феноменом «травма прошлых воплощений». Понятно, что доказать с печатью и подписью ничего о прошлых жизнях человека нельзя, но отработав в этой метафоре первый раз на полусогнутых коленях от напряжения, следующие сессии на эту тему прошли легче, и сейчас это обычный инструмент и обычное направление расстановочного исследования. Дорожка протоптана. Результаты просто потрясающие. А ведь первые пять лет расстановочной практик я в эту тему, в эту метафору не ходил. Не видел просто таких возможностей.
- Что это значит для нас с вами? Это значит, что нужно быть готовыми к тому, что любой человек – клиент, расстановщик, заместитель – может обладать так называемым «слепым» пятном, темой, которую просто не хочет или не может видеть и воспринимать. Решение в этой ситуации очень простое. Время от времени чередовать психологические расстановки по Берту Хеллингеру в формате индивидуальном и в формате групповом, посещать время от времени расстановки у других ведущих для самоконтроля и самопроверки.
- Образ расстановки – это во многом проекция клиента, а он почти всегда в той или иной степени ангажированный, искаженный, предвзятый. Это надо просто учитывать. Одну и ту же ситуацию забастовки и саботажа в цеху предприятия расстановка покажет совершенно иначе, если в кресле клиента будут разные люди: генеральный директор, начальник цеха или представитель стачкома. Система в образе расстановки представлена из ракурса, из точки зрения того представителя системы, который сидит в кресле клиента. В ситуации, когда клиент пришел на расстановку с большой группой поддержки (жена, теща, дети) необходимо провести хотя бы первый этап расстановки в слепую. Чтобы хотя бы в начале группа поддержки не могла навязать свой образ ситуации расстановщику, клиенту и группе.
- Очень серьезно могут повлиять на образ и ход расстановки ограничения группы. К примеру, критическая масса скептиков среди присутствующих может полностью заблокировать информацию из расстановки. Расстановщику всегда приходится учитывать уровень подготовленности группы, проводить соответствующие разъяснения, и при необходимости предложить клиенту провести расстановочную работу в рамках индивидуальной сессии.
- Весьма трудная ситуация – встреча в расстановке с масштабной трагедией и травмой (Хатынь). Ситуация массовой гибели, ситуация, где были сотни или тысячи жертв, в поле расстановки выглядит как концентрированная энергия страха и боли. Информации и чувств в поле слишком много, а способность группы переварить эту информацию и чувства несоизмеримо меньше. Это может вызвать ступор и паралич группы, расстановщика и самого клиента. Решение в этой ситуации – сузить масштаб анализа до одной - двух фигур участников этих событий, и добавить ресурсных фигур для клиента, для того, чтобы сбалансировать в поле энергии радости и боли, жизни и смерти, счастья и страдания. Это снова вернет образу расстановки подвижность и управляемость.
Учиться чтению поля можно на учебно-терапевтическом курсе «Интегративная модель системных расстановок» в Центре «Ольвия» (г.Москва)
Ставьте для себя серьезные цели, действуйте смело, достигайте потрясающих результатов!
Наслаждайтесь жизнью! Принимайте подарки Вселенной!
А системные расстановки вам в помощь!
Юрий Карпенков