Вы здесь

Я хочу помочь сыну

Запрос клиентки: «Я хочу помочь сыну, он у меня очень плохо себя чувствует. Лежит целыми днями, с дивана не встает. На улицу не выходит, даже помыться ему иногда лень».

Переформулированный запрос клиентки: «Легкое свободное состояние, принятие себя»

Рабочая гипотеза: переплетение (подгрузка) клиентки и её сына тяжелыми судьбами, бессознательным чувством вины или страха.   

Фигуры: 1) Клиентка, 2) Сын клиентки, 3) Цель (ресурсное благополучное состояние клиентки и сына), 4) причина проблемы (текущей ситуации).

Образы расстановки: Связь (переплетение) клиентки с умершим братом, чувство вины перед нерождёнными детьми, связь (переплетение) с репрессированным родственником (священником) в 30-е годы XX века.

Результат: общее облегчение, способность клиентки смотреть на цель и двигаться вперед к цели.   

***

 

Обсуждение:

При обсуждении в рамках учебной расстановочной группы терапевту были сделаны ряд важных замечаний, которые будут полезны всем, кто интересуется методом системных расстановок.    

·         Описание клиенткой того, как сын лежит, было очень характерным. Он не просто лежит, он даже не моется иногда. В качестве рабочей гипотезы – сразу появляется версия: связь (переплетение) с кем-то из умерших. В ходе предварительного интервью выяснилось, что у клиентки была замершая беременность и минимум четыре аборта (значит их может быть больше?!). Кроме того у её матери сразу после родов умер ребенок (старший брат клиентки).  

·         В отношении таких семейных обстоятельств было бы хорошо провести подробное предварительное интервью и составить геносоциограмму. Тогда повторы судеб и трагедий будут видны как на ладони на одном листе бумаги.

·         Важно, что терапевт скорректировал первоначальный запрос клиентки: «Сына в этой комнате нет. На сына мы влиять не можем никак. Мы можем влиять только на вас. По опыту работы в системных расстановках иногда случается так, чем здоровее и лучше начинает чувствовать себя мать, тем легче становится сыну. Как только мать в неблагополучии, сын бросается её спасать, ей помогать. Как только ей легче, так и сын своими делами займётся. Давайте поработаем с вами, и если вам станет легче, то и сыну станет легче.

·         Выяснилось, что клиентка несла много всего разного, что её отягощало. Способ сужения запроса мог бы быть такой: мы посмотрим только на то, что связано с состоянием сына.

·         Клиентка не совсем поняла, что мы работали в том числе, косвенно, и на улучшение состояния её сына. Один из её вопросов был: «А сын–то мой встанет?» Это означает, что клиентка, несмотря на все объяснения, ждала чуда для сына в первую очередь. В связи с этим, нужно было сделать дополнительное разъяснение: «Состояние сына – это симптом неблагополучия семейной системы. Если мать, разворачивается больше в жизнь, путем развязывания переплетений и негативных динамик, она тем самым очень хорошо помогает сыну.  Но эта помощь косвенная».

·         Можно было бы сделать дополнительный акцент: «Почему сын сейчас лежит, не встает. Потому, что вы нагружены по макушку, а он вам помогает. А если вы разгрузите себя, и ему не нужно будет вас спасать, то и сыну легче станет». Важно, чтобы причинно-следственная связь была очевидной. Работам вы с вам, но в конечном счете помогаем сыну.

·          

·         Важно: Умерший в подростковом возрасте, умерший в родах или сразу после родов, аборт, выкидыш, замершая беременность, исчезнувший близнец - это совершенно разные темы. И обрабатывать их желательно отдельно. Аборт – это решение и ответственность родителей. В этом случае часто приходится работать с чувством вины. Выкидыш – это просто судьба ребенка. Это горе родителей.

·         При работе с повторяющимся сценарием, клиент находит первопричину и чётко понимает, где это находится, и ему не нужно это повторять еще раз. Можно этот сценарий отдать тому времени, когда случилась первопричина, или можно отдать матери (как ближайшему родственнику) и говорим «Мама, передай это туда, откуда это пришло».

·         Еще раз заместители со всей очевидностью показали клиенту, что стахановский героизм ребенка, который готов тащить за весь род груз всех горестей, потерь и трагедий предкам вовсе не нужен. Они все хотят, чтобы им вернули их достоинство, и их судьбу, и их подвиг. Он хотят, чтобы их жертвы были не напрасны, чтобы потомки процветали.  

·         Очень символично было расставание с салфеткой, наполненной слезами.

·         «Прекратите, здесь уже сыро». Приступ слезоточивой преданности потомков очень раздражает предков.

·         Самое смешное, что было в этой конкретной расстановке. Цель стоит улыбается «Я теперь живая», а клиент: «А нечего так улыбаться!» Что это значит? Какая-то часть личности клиентки, несмотря на весь проделанный в расстановке труд, остается в убеждении, что надо оставаться в рубище, в крови, на коленях, биться головой об стену, надо страдать, и нечего улыбаться!     

·         У любого человека всегда много чего есть, с чем поработать. Если концентрировать после каждой работы на то, что еще много чего осталось проблемного, у клиента не будет ощущения продвижения. Поэтому так важно сохранять фокус клиента на продвижении к желанной цели. Стало легче, запомни это! Стало свободнее, обрати на это внимание! Надо сконцентрировать внимание клиента на том, что уже изменилось.

·         Очень хорошо, если клиент ведет дневник. Какую цель ставил, в какой степени её достиг, пусть запишет. Великолепная идея, просто потратить минуту времени, запись сделать, и клиент не забывает то, что он уже проработал, и на какой точке траектории он находится в своём движении.

И домашнее задание тоже в дневник записывать. Чтобы была напоминалка.

Комментарии