Вы здесь

Комментарии к расстановке выбора карьеры

Следует ли расстановщику четко следовать за запросом клиента или нужно воспользоваться моментом для того, чтобы глубже его проблематизировать?

Попытаться можно. Дело в том, что если человек тащит чужой груз, например, слепо повторяет несчастную судьбу прадеда-купца, разоренного революцией, и перед ним встает необходимость выбрать из двух вариантов: начать свой бизнес или податься в грузчики, он под давлением бессознательной лояльности предкам может выбрать второй вариант. Это будет казаться намного безопаснее.  Поэтому клиенту нужно сначала помочь разгрузить себя от всех негативных лояльностей и переплетений, а затем только заняться выбором оптимального решения.

Таким образом, расстановка на правильный выбор обычно делается в два этапа: сначала прорабатываются негативные программы, препятствующие успеху и счастью, а затем тестируются непосредственно варианты решений.         

Например, можно было сказать клиенту: «Если бы у тебя было стопроцентно ресурсное состояние, ты сделала бы этот выбор сама, без посторонней помощи. Давай посмотрим, где можно взять ресурс для выбора оптимального решения. Сначала нужно усилить твои ресурсы, а затем принимать решение»

Если терапевт не смог «продать» клиенту идею предварительной накачки ресурсом, клиент не понял, не заинтересовался или есть другие причины: «Я не готов сейчас глубоко копаться в себе. Я уже работал с этим. Сейчас мне нужно просто получить подсказку, насчет правильного выбора…» В этом случае, можно предложить клиенту просто расставить варианты решений. Если при этом все варианты будут окрашены негативно, будут подгружены ощущением тупика, тяжести, безнадежности и т.п., можно будет предложить клиенту вернуться к теме нехватки ресурса и поискать причины такого состояния.  

Фигуры вариантов решения поставили на равном расстоянии от фигуры заместителя клиентки. Почему?

Это нужно для чистоты эксперимента. Я рекомендую ставить фигуры вариантов выбора как неподвижные, а фигуру самого клиента – как подвижный элемент, чтобы он смог проявить и показать свои бессознательные тенденции. Но это требование не жесткое. Как мы могли видеть в данной расстановке, фигуры сами по себе вошли в некое очень красноречивое движение. И это сразу показало, что варианты решения подгружены определенными человеческими чувствами и программами.   

Еще одна рекомендация – расставлять фигуры, изначально подразумевая некоторый промежуток времени, достаточный для завершения периода адаптации к любому решению (новому месту работы или бизнеса). Клиент об этом сам лучше знает, сколько времени должно пройти, чтобы он влился в коллектив и освоился на рабочем месте, в своей должности и, соответственно, мог сравнивать результат. На простой должности курьера хватит и недели, чтобы все понять, а, например, в собственном бизнесе и сложных проектах иногда требуются годы, чтобы выйти на окупаемость. Если мы будем анализировать ситуацию того или иного выбора клиента, без учета периода времени на адаптацию, в системной расстановке мы можем увидеть у клиента только реакцию стресса на новые обстоятельства.  

Важно кроме всех элементов выбора ставить в поле расстановки фигуру «Что-то другое» («Ни то, ни другое»). В данной расстановке эта фигура сыграла очень ярко, превратившись в мужчину с четко выраженной позицией. Соответственно, для клиента это стало подсказкой, что кроме перечисленных вариантов развития карьеры возможно и замужество. Причем партнерство с мужчиной становится для клиентки прекрасным ресурсом в реализации своей дальнейшей карьеры.  Реакция клиентки на информацию с другого этажа – о мужчине и замужестве - была проверена. Она была позитивной. После построения отношений с мужчиной только один из вариантов развития карьеры остался в позитивном состоянии. Все было очень прозрачно: муж дает опору и поддержку начинаниям жены и она с его помощью осваивает новую профессию. Главное, муж дает жене ощущение спокойствия и защищенности.  

Таким образом, в системной расстановке фигура «Что-то другое» способно проявить информацию совсем с другого этажа. И таких элементов в расстановке на правильное решение может быть несколько. 

При тестировании ситуации из фигуры «Что-то другое» расстановщик  вывел мужскую фигуру. Почему не наоборот, ведь фигура «Что-то другое» уже превратилась в мужчину?

Это нужно для контраста. Заместитель фигуры «Что-то другое» сначала был нейтрален (как это всегда бывает с целью), потом почувствовал движение и состояние «некоего мужчины». Как только мы выведем мужчину из этой позиции, заместитель цели может четко почувствовать, вернулся ли он в состояние прежней нейтральности или есть еще какая-то подгрузка. Если выводить из фигуры «Что-то другое = мужчина» фигуру «Что-то другое», то новая фигура цели не сможет сравнивать состояния до и после интервенции, произойдет потеря определенной информации.        

А если один из вариантов решения – это не профессия на всю жизнь, просто нереализованная детская мечта (в кукол не наигралась)?

Клиентке нужно сообщить: «Всё что ты увидишь в этой расстановке выбора – это лишь материал для принятия решения тобой! Решение тебе все равно принимать самой! Не расстановка, и не ведущий, и не заместители принимают решение за тебя. Это было бы слишком большой ответственностью. Это ты сама делаешь выбор, получив необходимую информацию с помощью расстановки.»

Автор: Юрий Карпенков