Вы здесь

Как исцелить детские травмы | Системные решения

От автора: Работа с травмой (детской, биографической, дородовой, родовой) - это серьезный вызов для тандема терапевт-клиент. В статье пойдет речь о методе системной расстановки и других приёмах, которые позволяют преодолеть сложности процесса и достичь исцеления.

По мнению психологов, существуют следующие признаки психического здоровья:

  • любовь к самому себе и признание собственной ценности;
  • способность вступать в контакт и общаться с другими людьми;
  • уверенность в будущем и оптимизм;
  • радость жизни, способность получать наслаждение от жизни;
  • способность проявлять гибкость в поступках.

В большинстве жизненных ситуаций большинство людей, так или иначе, могут самостоятельно обеспечить себе достижение этих критериев здоровья и чувствовать себя счастливыми. Но иногда случаются и такие события, которые оказываются для человека чрезмерно тяжелыми, с которыми он сам в одиночку справиться не может. Эти события получили название - травма. Что же это такое, и что с этим делать?

Как все мы хорошо знаем, травма физического тела - перелом, растяжение, разрыв связок и мышц и т.д. происходит тогда, когда физическое воздействие на тело превышает возможности тела к сопротивлению. Причем физически тренированный человек может выдерживать намного более серьезные нагрузки без травматизации, в отличие от нетренированного.

Что такое психическая травма? По аналогии с физической травмой, это такое состояние человека, когда угрожающая опасность сильнее возможностей психики к сопротивлению, когда он не может с ней справиться. Как правило, это сопровождается чувством беспомощности и незащищенности, ощущением потери контроля, вызывает изменение восприятия себя и мира в негативную сторону. И так же, как с физической травмой, то, что для одного человека просто небольшой стресс, для другого может оказаться полным крахом основ жизни.

 

Процесс травмы состоит из двух фаз:

  1. Психические реакции непосредственно в момент переживания травмирующей ситуации.  
  2. Посттравматических реакций разной степени длительности

Для первой фазы характерны: тревога, страх, сверхбдительность, поиск выхода из опасной ситуации. В это время гормоны (адреналин, кортизол и др.) мобилизуют резервы организма.

Если все попытки справиться с опасностью не привели к успеху, наступает вторая фаза, происходит анестезия телесной и душевной боли (шок, обездвиженность).

Если в ситуации стресса у нас есть выбор бороться или убегать (flight or fight), в ситуации травмы остается только возможность застыть или внутренне расщепиться (freeze or fragment). Стресс приводит к мобилизации энергии, защитный механизм травмы - к демобилизации, отключению энергии и заморозке чувств.

Переживание страшной опасности становится частью опыта человека. И если бы этот трагический опыт постоянно висел перед глазами, человек не смог бы жить дальше. Поэтому психика человека в целях самозащиты задвигает травмированную часть личности подальше, в некий «бункер» или «сейф», отгораживается от боли. Такое разделение (диссоциация, расщепление) – это нормальный психический процесс защиты и приспособления к проблемным ситуациям. Поэтому человек может просто «не помнить» травмирующую ситуацию, или помнить её фрагментарно, видеть эпизоды «как в тумане», или наблюдать за происходящим, «словно со стороны». Часто происходит заморозка чувств: человек каменеет, становясь холодным, отстраненным, бесчувственным. 

И все было бы хорошо, но проблема в том, что опыт травмы никуда при этом не уходит, он остается в теле как бомба замедленного действия. Как только человек попадает в ситуацию, чем-то похожую на ситуацию травмы, этот механизм регуляции может выйти из-под контроля и образы старой травматичной ситуации снова заполнят сознание. Бывший военный, переживший опыт боев в горячих точках, может испытывать приступы паники от простого звука работы отбойного молотка или перфоратора. Кроме того, процесс «удержания опыта травмы в сейфе» требует постоянных затрат психических сил и истощают резервы энергии. Поэтому фраза «время лечит все раны» в случае психической травмы неверна.

Для травмированных людей очень важна помощь со стороны, помощь других людей. Сами они справиться с ситуацией не могут. И если сразу не помочь человеку, его травма со временем будет только усугубляться. А как на самом деле происходит? Вместо обращения за профессиональной помощью, близкие травмированного человека через некоторое время начинают избегают его, требуют прекратить бесконечные разговоры о своей беде или стыдят за неспособность справиться c травмой.

Еще одно наблюдение. Мышечный панцирь так же участвует в удержании травматического опыта «в сейфе» мышечных напряжений. География мышечных зажимов – это своеобразная карта опыта травматизации. И часто случается так, что руки хорошего массажиста размягчают мышцы, вправляют суставы, и тем самым снимают мышечную защиту, которая блокирует травматические воспоминания. Как вы думаете, что после этого происходит? Боль снова врывается в сознание, чувства страха охватывают человека, и тело, реагируя в режиме защиты, снова возвращает прежнее состояние «безопасной блокировки», мышечные зажимы возвращаются на свое прежнее место. 

Системная расстановка – эффективный метод проработки детских травм 

Ситуацию детской травмы можно рассматривать как ситуацию со следующими элементами:

  • Значимый взрослый: мать, отец, бабушка, дедушка, воспитатель, учитель, сосед-недоброжелатель, любой другой более сильный человек, например «дядя милиционер», дворовый хулиган.
  • Негативный фактор: воздействие со стороны значимого взрослого (упрек, оскорбление, злоупотребление, оставление в одиночестве, насилие, безразличие, отвержение и т.д.) или бездействия в ситуации объективной угрозы для ребенка (например, во время природной катастрофы). 
  • Поврежденная часть личности («раненый, травмированный ребенок), которая занимается воспроизведением и переживанием травматического опыта (боли, страха и т.п.)
  • Выживающая часть личности (другие названия: «маска», «анестезия», «защитник», «блок»), которая помогает человеку приспособиться, адаптироваться к неблагоприятной ситуации, компенсирует её, используя разнообразные защитные механизмы.  
  • Относительно здоровая и осознанная часть личности, которая, как минимум, осознает текущую ситуацию как проблемную, и стремится к её изменению (к исцелению). Именно эта часть личности приводит человека к терапевту.   
  • Линия времени, на которой собственно и произошло когда-то травмирующее событие.

Важнейшим условием для работы с детскими травмами является создание безопасного пространства для клиента. Помимо дистанции (он наблюдает на заместителей со стороны), элементами безопасного пространства могут быть:

  • акцент в беседе не на проблеме, а на цели (желаемом состоянии),
  • символы безопасности (система предупредительных сигналов, телохранители, «пуленепробиваемые экраны»,
  • диссоциация (например, рассказ о ситуации от третьего лица и т.д.),
  • правило «СТОП» (право на защиту своих границ),
  • насыщение клиента всеми доступными на данный момент ресурсами и др.

В частности, можно использовать технику концентрации внимания на ситуацию «здесь и сейчас». Самое простое, что можно сделать для того, чтобы клиент «вынырнул» из привычного защитного транса или транса боли, который служит анестезией – это попросить в деталях описать комнату, сравнить две ладони (свою и терапевта), совершить или обратить внимание на необычное действие.

Иногда, для того чтобы приступить непосредственно к работе с травмой в расстановке, приходится потратить несколько сессий на предварительное накопление ресурсов, обретение клиентом ресурсного состояния. В таком состоянии клиент чувствует относительно большую уверенность, спокойствие, уравновешенность. Только убедившись в том, что клиент находится в ресурсном состоянии, можно продолжать работу.

 

Я в системной расстановке использую следующий вариант работы с травмой.

Я начинаю с двух фигур:

1) заместитель клиента в контексте заявленной темы (проблемы) и

2) заместитель цели на линии времени.

В ходе расстановки заместитель клиента идет в точку во времени, где произошла травма и разворачивается лицом к «негативному фактору» (чаще всего, это значимый взрослый, но может быть и злая собака, природная катастрофа, хулиганы и т.д.). Клиент, который смотрит на это из безопасного пространства, понимает, что какая-то его часть («раненый ребенок») находится не в сегодняшнем дне, а в прошлом, и продолжает играть «заезженную пластинку» боли, обиды, бессильного гнева и т.д., расходуя на это энергетические ресурсы личности. Именно поэтому ему не хватает сил идти к важным целям жизни. Очень важно в этот момент внимательно отследить телесные ощущения, эмоциональные состояния как клиента, так и заместителя травмированной части. 

В ходе дальнейшей работы, ведущий дает травмированной части выразить, отреагировать негативные чувства, передать ответственность за ситуацию агрессору или взять её на себя (если это собственная ошибка).

Важно делать следующий акцент: вместо позиции «Ты – плохой, и я тебя осуждаю», лучше использовать технику «я-послания»: «Мне было тогда очень плохо, я хочу об этом сказать». В зависимости от тяжести ситуации, это делает сам клиент или проговаривает его заместитель. Такие телесные приемы как «передача тяжелого предмета», «поклон», «заземление», глубокое дыхание с акцентом на выдох на этой стадии работы могут быть весьма эффективными. Они играют роль мощного телесного подкрепления психическим процессам.

Важно дать этому процессу отреагирования эмоций столько времени, сколько необходимо. Весьма наглядным критерием освобождения от негатива является смягчение или полное снятие телесных симптомов (боль, дискомфорт, ощущение удушья, тяжести, слез, дрожи, озноба, и т.д.).

Далее необходимо насытить травмированную часть всеми доступными воображению видами ресурсов. Клиент, находясь в безопасном пространстве, в воображении или используя телесное подкрепление, может позаботиться о раненом ребенке. Он может «одарить» его подарками, заботой, поместить его в позитивный образ такой жизни, где у него есть все для счастья (любовь близких, игрушки, друзья, наряды, кушанья и т.д.).

Наглядным критерием того, что насыщение ресурсами произошло, является изменение телесных ощущений и эмоционального состояния заместителя «раненной части».  Такие расстановочные приемы как «телесный контакт», «опора под спину», «контакт глаз» – весьма эффективны. На телесном уровне ресурсное состояние «исцеленной детской части» могут проявляться в виде ощущений тепла, легкости, расслабленности, волны мурашек, покалывания, потока энергии, расправленных плеч, глубокого дыхания, прямого взгляда прямо перед собой, пружинистой энергичности во всем теле, стремлении идти вперед к цели и т.п.

Метафорически, можно сказать, что мы извлекаем из клиента травмированную часть (капсулу боли), разгружаем боль, наполняем ресурсом. Далее надо тем или иным способом интегрировать клиента с обновленной, исцеленной своей частью. Можно попросить клиента впустить её в себя целиком. Можно просто сказать этой части: «Ты теперь во мне вот такая, счастливая». Можно придумать и другие варианты.

После интеграции, происходит слияние ресурсов клиента, находящегося в безопасном пространстве с ресурсами исцеленной детской части. В большинстве случаев это очень трогательный, волнующий процесс, который сопровождается ощущением полноты, целостности, спокойствия, комфортом в теле и позитивными образами и смыслами. В таком состоянии цели клиента становятся для него более достижимыми.

Важнейшим этапом дальнейшей расстановочной работы является перепрограммирование «защитника» (выживающей части). Можно попросить клиента сказать: «Дорогая моя часть. Спасибо тебе. Ты верой и правдой служила мне много лет. Ты берегла меня от боли, служила для меня сейфом, преградой для боли. Но сегодня я нашел в себе силы с этой болью соприкоснуться и её отреагировать. Этой боли и страха больше нет. Поэтому и твоя задача тоже меняется. Вместо того, чтобы быть сейфом, который меня ограничивает, будь мне телохранителем и помощником в реализации моих новых целей.

Ведущему остается помочь клиенту поставить позитивный телесный якорь, который будет помогать клиенту воспроизводить достигнутое ресурсное состояние, и договориться с клиентом, как он будет реализовывать себя нового на поведенческом уровне, в своем окружении, в среде обитания.

Таким образом, системная расстановка в работе с травмой позволяет развернуть процесс трансформации (исцеления) травмы на всех уровнях - на уровне телесных ощущений, мыслей, чувств, образов, поведенческих действий. Кроме того системная расстановка, за счет информации из  «знающего поля» бессознательного позволяет прорабатывать детские травмы, которые были полностью или частично амнезированы.

Системная расстановка позволяет достаточно эффективно и безопасно осуществить процесс исцеления последствий детской травмы: 

  • Использование заместителей в расстановке позволяет клиенту наблюдать за ситуацией со стороны, что создает безопасную дистанцию клиента от травмирующей ситуации, позволяет не допустить повторной травматизации;
  • Целительные образы системной расстановки весьма наглядны и эффективны для выстраивания нового позитивного отношения клиента к самому себе, и новых жизненных целей.  
  • В расстановочной работе можно активно использовать телесные ощущения для контроля состояния клиента и степени его освобождения от телесных и эмоциональных блоков;
  • При необходимости клиент может перепрожить травматические ситуации под контролем ведущего, осознать их и избавиться от телесного и эмоционального негатива;
  • Ведущий, группа заместителей и наблюдателей обеспечивает клиенту необходимую эмоциональную поддержку в процессе трансформации.
Важно: процесс исцеления последствий травмы часто процесс трудоемкий. Клиенту необходимо предоставить всё необходимое время для этой работы.