Вы здесь

Авторитарность школы. Есть ли решение?

Нашел в архиве материал 2003 года. Выступление на круглом столе педагогов. Это, по сути, крик души по поводу авторитарности учителей в общении с детьми. Но как мне сейчас кажется, не стоит смотреть на проблему так однобоко. Нужно уважать позицию всех участников процесса. Гармония и энергия для эффективного действия рождается из понимания и уважения ко всей полярностям процесса взаимодействия. Идеи процессуальной работы Арнольда Минделла очень актуальны для анализа происходящего между учителями и учениками, взрослыми и детьми.

Меня попросили выступить от имени участников круглого стола «Покаяние учителя» (2003 г.). Представляю вашему внимаю небольшой фрагмент сообщения.

Итак, покаяние учителя. В чем нам каяться? На мой взгляд нам всем нужно попросить прощения у наших учеников прежде всего за авторитарность школы и авторитарность поведения каждого из нас.

Авторитарность – это не обязательно откровенное рукоприкладство и унижение детей. Авторитарность часто бывает утонченной, вплетённой в каждое слово, жест, взгляд учителя. Примеров тому достаточно.

Учитель биологии ведет урок по теме «Рыбы». Он, показывая на муляж окуня, задает вопрос: «Дети, что есть у рыбы в её головной части?» И держит длительную паузу, важной барыней расхаживая по рядам трясущихся и вытянутых вверх рук, наконец выбирает: «Сидоров». Сидоров бодро вскакивает и выпаливает: «Мозги!» У учителя на лице изображается среднее между мукой и недоумением и она тут же ищет глазами и поднимает жестом следующего ученика: «Петров». И Петров, правильно уловив желание учителя, отвечает: «Жабры, ноздри, глаза…» Учитель доволен. Правильный с ее точки зрения ответ дан. Сидоров, только что давший по сути правильный, но не подходящий для учителя ответ, морально раздавлен. Некоторое время он сидит насупившись, потом отходит и через некоторое время вновь начинает тянуть руку, пытаясь вновь угадать, какой ответ нужен учителю, чтобы заслужить его благосклонность. Согласитесь, это не урок самостоятельного мышления, а урок угодничества более сильному.

Вторая ситуация. Учитель изобразительного искусства показывает детям картину, на которой изображены играющие деревенские дети. Он задает классу вопрос: «Дети! Посмотрите на картину и ответьте на вопрос, с каким чувством рисовал художник эту картину?» Дети начинают выдавать на гора свои мнения по этому поводу… «Ему было прикольно… С хорошим настроением рисовал… Дети ему нравились наверное…» Учитель выслушав класс, подводит резюме: «Нет. Он рисовал этих детей с УМИЛЕНИЕМ. Одна только Люба правильно сказала. Ставлю тебе пятерку». Анализируя урок, спрашиваю учителя: «Давайте разберемся. Так вы учите на уроке самостоятельно мыслить (вы ведь об этом три раза повторили) или давать правильные ответы?» Ответ меня просто потряс: «Я учу их правильно мыслить!»

Третья ситуация – вообще из ряда вон. Из рук одного из мальчишек учителем выхвачена записка, в которой мата больше, чем обычных слов. Из этого случая делается показательная моральная порка, учитель зачитывает детям эту записку вслух с комментариями о том, как это плохо, гадко и низко употреблять такие выражения. А то, что сам учитель осквернил свои уста чтением вслух сего «текста» в расчет не принимается.

Авторитарность по сути своей сводится к тому, что учитель, которому не хватает энергии для радостной и счастливой жизни, пытается взять эту энергию у своих учеников. Проявления власти учителя над учеником различны: интеллектуальное самоутверждение на фоне детей, утонченные насмешки, громогласные заявления о необходимости жесткого порядка и соблюдения режимных моментов, но суть в одном – в хищническом использовании энергии детей.

Поэтому покаяние учителя – это сложный, многослойный акт. Это очищение себя от душевной грязи, а также такое изменение своего поведения, чтобы привнести больше света в свои мысли, чувства, поступки, чтобы делиться своим светом с детьми.  

***
Перечитываю фрагмент своего выступления в 2003 году перед учителями. И замечаю однобокость этого послания. Авторитарность - это одна и полярностей школы. Другая полярность - бесхребетность учителя, отсутствие собственной позиции, позиция обслуживающего персонала перед детьми или их родителями.

На мой взгляд, золотая середина должна быть в балансе целей и интересов, в четких правилах игры. Суть правил игры - создание условий для развития детей. Да, дети должны освоить все необходимое, что может им пригодиться для успеха в делах, для создания прекрасных отношений в семье, для здоровья и долголетия. Но это не должно происходить за счёт здоровья, счастья и успеха учителей. Учителя и все взрослые, обеспечивающие прекрасное развитие детей так же должны быть как минимум защищены, как максимум обеспечены хорошей мотивацией для своего развития и творчества, счастья и здоровья, успеха и процветания.

 

Обществу необходимы высокопрофессиональные, успешные и счастливые учителя. Только такие могут дать нужный урок детям. Урок личным примером.