Вы здесь

«Слепое пятно» расстановщика

Случилась как-то такая ситуация.

Ведущий сел рядом с клиентом, присоединился к клиенту эмпатийно, и смог почувствовать его страх как свой. И дальше продолжил работать, не выйдя из этого состояния страха. Это всё равно, что начать движение на автомобиле, с включенным ручным тормозом. Около тридцати минут расстановщик делал работу для клиента, не выходя полностью из оцепенения, в которое он попал в момент контакта с клиентом. Терапевт ощущал растерянность и бессилие. Внешним наблюдателям казалось, что он что-то делал, но эффективности в этом было мало.

Суть происходящего

Терапевт столкнулся в данной работе с чем-то таким, что еще не проработано у него самого. Что для него самого является травмой. Это так называемое «слепое пятно» терапевта.

Как это заметить расстановщику

Вязкость мысли, отсутствие вариантов продолжения, безволие, неспособность предложить клиенту решения  

Что делать расстановщику (варианты)

1. Переключение

Почувствовав оцепенение, которое возникло в контакте с клиентом, диагностическую работу с полем продолжать не надо. Нужно переключиться, отстроиться от клиента невербально. Поменять позу, встать и пройтись, размять тело, стряхнуть с себя оцепенение. Сделать перерыв, паузу. Сделать вторую попытку работы с данным клиентом позже.   

2. У меня так же  

Терапевт может увидеть, что тема клиента резонирует с его собственной темой и честно признаться: «У меня все также как у вас, и мы попробуем на это посмотреть». И это может стать расстановкой для обоих.

3. Разговор со своей частью

Терапевт может представить напротив себя свою часть, которая несет проблему (например, страх) и сказать ей: «Дорогая моя часть, я тебя увидел и почувствовал. Спасибо за сигнал. В ближайшее время я проработаю тебя с другим терапевтом. А сейчас позволь мне сделать мою работу для клиента качественно. Не мешай мне. Я займусь тобой позже». Можно вывести из себя проблемную часть на любой неодушевленный предмет и продолжить работу.      

4. Аргументированный отказ

Терапевт может сказать клиенту: «Я не могу сейчас работать с вами, у меня такая же проблема. В настоящее время я не могу быть эффективным для работы с вашей ситуацией. Давайте отложим работу на определенный срок (месяц) или, если вам так удобнее, я могу порекомендовать вам другого терапевта».

5. Пробная расстановка

Заподозрив ситуацию «слепого пятна» терапевт может предложить клиенту: «Давайте сейчас проведем пробную расстановку-зарисовку: поставим в поле заместителя меня как терапевта,  заместителя вас как клиента и заместителя цели нашей общей работы». Как правило, из такой предварительной расстановочной зарисовки становится понятно, будет ли эффективной совместная работа в этой паре клиент-терапевт.  

6. Проработка (собственная терапия)

Терапевту, который обнаружил свое «слепое пятно» в самое ближайшее время необходимо обратиться к другому профессиональному терапевту, своему коллеге, и проработать своё «белое пятно».

Иногда случается феномен «контрольного замера». Только вчера ты занимался проработкой своей темы, а сегодня к тебе приходит клиент, и озвучивает ту же самую тему. И это прекрасная возможность проверить, освободился ты от слепого пятна или нет.

В заключение хочу сказать, что стопроцентно проработанных терапевтов и расстановщиков не существует. «Слепые пятна» есть у каждого. И это нормально. И при соблюдении правильной технологии работы терапевты-расстановщики способны оказывать клиентам высокопрофессиональную и своевременную помощь, а клиенты с их помощью достигают важных улучшений в своей жизни.

Участвуйте в расстановках, выбирайте своего расстановщика и с его помощью ДЕЛАЙТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ УСПЕШНОЙ, ЗДОРОВОЙ И СЧАСТЛИВОЙ!  



Автор: Юрий Карпенков