Вы здесь

Сиблинговые отношения (отношения между братьями и сестрами)

«Старший умный был детина.

Средний был и так, и сяк.

Младший вовсе был дурак».

Петр Ершов. «Конек-Горбунок»

Сиблинг - это термин, который применяется для обозначения братьев и сестер, рожденных одними родителями в одной семье.

Статус сиблинга издревле был очень важен в связи с порядком распределения наследства. Старшему брату доставалась, как правило, львиная доля наследства. Помните сказку Шарля Перро «Кот в сапогах». Старшему досталась мельница, среднему – осёл, а младшему – кот. Согласно правилу майората, земли нельзя был делить и дробить. С государственной точки зрения, это было необходимо для поддержания стабильности управления, сохранения размеров получаемых налогов, рекрутов и т.д. с одного землевладения.

Старший из братьев и сестер был в ответе за имущество, хозяйство, материальное обеспечение. И поэтому они должны были быть более консервативными, прагматичными, рациональными. Средние отправлялись служить в армию, учиться в университет или «шли в люди» искать себе счастья. В сказках младшие дети, например, Иванушка в сказке «Конек-горбунок», имеют характер добродушный и неамбициозный, но именно они становятся теми счастливчиками, которым все блага мира даются просто так, за без видимых усилий, за доброту.

Итак, оговорюсь сразу. Ниже представлены суждения самого общего характера. Средняя температура по больнице. Каждый из читателей может найти в этом описании как много сходства, так и множество различий с его конкретной семейной и жизненной ситуацией.

Единственные дети. Для них характерно следующее.

Они несут сравнительно большую психологическую нагрузку. При наличии нескольких братьев и сестер она могла быть распределена на нескольких. А тут – один отдувается за всех.

Они ограничены в моделях общения. Например, у них нет модели заботы о ком-то, так как младших братьев и сестер не было. Нет модели подчинения более сильному партнеру, так как не было старшего брата.

Они в большей степени эгоисты, так как привыкли, что лучший кусок и вся забота родителей принадлежит им безраздельно. Возможно, в партнерских отношениях они будут требовать от партнера «продолжения банкета», односторонней заботы.

Конкурентная способность у них меньше, так как им всё досталось без всяких усилий. Поэтому, скорее всего им сложнее переживать кризисы и критику в свой адрес.

Нет привычки общаться со сверстниками, так как нет братьев и сестер, они часто имеют привычку общаться с более старшими по возрасту людьми.

Такой ребенок находится в семье под давлением двух взрослых, а он один маленький. Т.е. у него нет шансов к сопротивлению, они его числом и авторитетом всегда задавят.

Он постоянно находится как «муха под микроскопом» в поле внимания родителей. И соответственно должен соответствовать их ожиданиям. В зрелом возрасте это может проявляться как перфекционизм, стремление к абсолютному совершенству во всем.

Он умеет отстаивать свои границы в отношениях с другими людьми. «Это моя зубная щетка. Это моя вещь». У него будет очень хорошее понимание, что такое моё, и что такое чужое.

В фильме «Девчата», в первый же день появления в бригаде и в комнате общежития героиня Надежды Румянцевой – Тося Кислицына - спокойно пользуется вещами мало знакомых

людей и не видит в этом ничего предосудительного. У неё личные границы размыты. А для единственного ребенка в семье такое недопустимо.

 

Первенцы (старшие)

Для первенцев, которые являются старшими в череде своих братьев и сестер характерно следующее.

* Некоторое время (до рождения младших) им достается все родительское внимание. Они часто вырастают более развитыми интеллектуально и физически.

* Они быстрее взрослеют. Часто с самых ранних лет у них вырабатывается навык заботиться и помогать другим (младшим братьям и сестрам). Правда это очень сильно зависит от разницы в возрасте между ними и следующим младшим.

* В связи с привычкой помогать младшим и родителям сильно подгружены ответственностью. А ответственности непомерный груз в свою очередь развивает такие качества как осторожность и консерватизм.

* С другой стороны старшие часто склонны применять авторитарные методы по отношению к младшим, имеют привычку командовать. У него же с самого раннего возраста есть пространство для того, чтобы чувствовать себя более умным и сильным.

 

Младшие дети («последыши»)

Младшие дети в семье, как правило:

* Свободные, бесшабашные, беззаботные. Часто сохраняют игривость, инфантилизм, детское отношение к жизни до седых волос.

* Избалованные родителями, всегда получали от родителей лучшую конфетку как самые маленькие. Во взрослой жизни часто продолжают требовать от партнера заботы и опеки: «Сколько ни давай, всё мало!»

* У них мотив личного достижения выражен слабее. Магическое отношение к миру: «Мне и так все на блюдечке принесут (как родители, так и силы вселенной)».

* Часто склонны к эмоциональному манипулированию и изощренной дипломатии из-за того, что в прямом столкновении со старшими братьями и сестрами шансов на выигрыш у них нет. «Гена, нам прислали 10 апельсинов, каждому по восемь. Я свои восемь уже съел!»

 

Средние дети

Первое, что сразу бросается в глаза – у средних детей нет уникального статуса. Например, семья большая, из 5 детей средних - трое.

Позиция среднего наиболее невыгодна. Он лишен и приоритетного статуса старшего, и выгод младшего.

Средние, как правило, быстрее и легче покидают родительскую семью. Старшего не отпустишь – он помощник по хозяйству, ему надо передать дело. Младшего не отпустишь – он любимый.

Старший ребенок часто нагружает среднего. Потому что младшего он нагрузить не может, тот еще маленький. В то же самое время средний смотрит на старшего как на авторитет и эталон, учится у него через подражание, и берет себе самые сильные качества старшего. И такое «обучение жизни» может быть более эффективным, чем подражание родителям, так как дистанция общения со старшим братом намного меньше. Под гнетом такие дети оттачивают свое мастерство защиты, в первую очередь мастерство отстаивания своего мнения.

Как следствие более суровых условий, в которых им приходится расти и развиваться, средние дети более выносливы, терпеливы, лучше приспосабливаются к различным условиям жизни, меньше тревожатся, умеют лучше концентрироваться на цели, и, соответственно, большего достигают в жизни. А действительно, зачем им тревожиться? И так хуже некуда, хуже уже не будет, будет только лучше!

«Вася, тебе нравится учиться в нашем университете?

- Нравится!

А почему?

- А мне после армии все нравится!». – Это анекдот про средних детей.

Средние дети охотнее берутся за новые необычные дела. Они ищут счастья не в семье, а на стороне, в обществе. Если старшему, как правило, по наследству переходило дело родителей - «Мы ботинки тачали, и ты будешь ботинки тачать», - а открывать Америку будет, скорее всего, средний сын. А младший будет беззаботно пользоваться результатами достижений старших.

Вот такой интересный факт. Средние дети склонны поддерживать необычные идеи: более 90% ученых, поддержавших учение Ч. Дарвина в XIX в., были средними детьми.

 

Профилактика конфликтов между братьями и сестрами

Для старшего ребенка самой болезненной ранней травмой в жизни является утрата статуса единственного, травма брошенности. «Только что был самым-самым, был единственным, был центром вселенной для своих родителей, и тут вдруг бабах! Родился младший. И всё! Ты всего лишь один из двух детей! И теперь большая часть внимания перенаправлена на младшего!». Опыт кризиса, опыт потери своей уникальности и единственности в отношениях с родителями, провоцирует обиды (родители могут восприниматься как предатели) и тревожность (весь мир может восприниматься как непоправимо несправедливое и опасное место, где все может рухнуть в один момент). Поэтому в ситуации появления младшего старший ребенок остро нуждаются в похвале и поддержке. Чтобы они не почувствовали себя брошенными, грудью мать кормит младшего, а старшему уделяет больше предметного внимания.

Для младшего ребенка крайне болезненной может оказаться ситуация, где нужно принимать первые самостоятельные решения. Он ведь всю жизнь провел в условиях полной защищенности и максимального комфорта. Чтобы он не чувствовал себя беспомощным, необходимо с самого раннего возраста приучать его и к правам, и к обязанностям, развивать его способность делать выбор, иметь свое мнение, принимать решения, иметь свою зону ответственности.

Помощь родителей среднему ребенку состоит в том, чтобы иногда давать ему возможность почувствовать те преимущества, которые имеют его братья и сестры - баловать как младшего, и доверять как старшему ребенку.

Заключение

Итак, если не все, то очень многое начинается с детства. Причины очень многих «непонятных» на первый взгляд психологических проблем в личной и профессиональной жизни, корни привычек, убеждений, основы мировоззрения и жизненной позиции человека лежат в его сиблинговом статусе.

Зная об этом, вы предупреждены, а значит вооружены. В следующих статьях мы подробнее расскажем, как влияет сиблинговый статус супругов на характер их семейной жизни. Так что ждите новостей!

 

Автор: Юрий Карпенков