Ресурсы в работе с тяжелой ситуацией

Если в партию сгрудились малые,

Сдайся враг, замри и ляг!

Если в доступе ресурсы,

Нам работать не в напряг!

(почти Владимир Маяковский)

 

Чтобы съесть слона, нужно разрезать его на кусочки.  

Когда  человек перечисляет несколько симптомов, никогда не соглашайтесь работать со всеми сразу. Выбирайте один. Полегче или потяжелей, но один. По крайней мере, вы будете лучше контролировать ситуацию. Потому что иногда бывает так, что встанут заместитель клиента и три заместителя трех симптомов, и всё, приехали! Ни вперед, ни назад. Тяжеловато, густовато, ложку не провернешь!

Когда мы сталкивается в работе со сложной, массивной, многосоставной, непонятной или массовой травмой, лучше всего усадить заместителей, и начать разматывать клубок проблем потихоньку, полегоньку, начиная с какого-то одного края. Клубочек можно разматывать, имея точку отсчета в настоящем, начиная с мамы и папы, постепенно углубляясь в прошлую историю семьи. Этот способ лучше подходит клиентам-новичкам. Для них это понятнее и нагляднее. Для более опытных клиентов, знакомых с законами семейной системы, и имеющих опыт участия в нескольких расстановках можно сразу пойти в ту ситуацию, в тот эпизод семейной истории, с которого все началось.                

Клиент смотрит на всё со стороны

В случае тяжелой травмы, самого клиента ставить в расстановку нельзя. Пусть наблюдает всю расстановку от начала до конца со стороны. Эта дистанция (диссоциация) помогает клиенту чувствовать себя комфортно и защищенно.  Можно дать ему виртуальных телохранителей или другие средства защиты, чтобы он чувствовал себя в большей безопасности. Только в самом конце расстановки, в образе хеппи-энда, он может встать на свое место в расстановке и почувствовать всем телом результат.

Высокий уровень обобщения 

Еще одно простое правило необходимо соблюдать в работе. Чем массивнее травма, с которой мы работаем в расстановке, тем меньше должно быть деталей в речи и в образе. Любая мелочь, связанная с гибелью людей или образом травмы – например, инструменты хирурга или акушера – может вызвать ретравматизацию клиента. Поэтому текст разрешающих фраз ведущего должен быть только самым общим. Например: «Вот видишь – это человек из твоего рода, ему было очень тяжело…»  

Выравнивайте баланс

Еще один приём может помочь в работе с массивной травмой. Если вы видите, что в поле расстановки две фигуры чувствуют себя более-менее нормально, а три фигуры страдают и корчатся от боли, надо как можно быстрее сбалансировать соотношение сил, соотношение позитива-негатива в образе расстановки. Можно уменьшать количество тяжелых элементов (усаживать их временно, не снимая ролей), или добавлять ресурсных фигур (например, ставить их за спины главным героям). Можно так и назначать ресурсные фигуры: «Ты ресурс этого человека, ты помогаешь ему держаться в жизни». И поле само определяет, какой это ресурс данного человека.  Некоторые расстановщики вообще с этого начинают любую работу: ставят за фигурой клиента фигуру ресурса. Это немного увеличивает время работы, но во многих случаях бывает оправдано, поскольку облегчает последующую работу.

Делайте предварительную подготовку

В данной расстановке бросалось в глаза, что у клиента много энергии для работы. Настрадался, очень сильно хотел изменить свою жизнь, был решительно настроен, поэтому так быстро и легко всё получилось. Никакого торможения не  было. Каждый шаг в точку. Кроме того хорошая база была наработана предварительно, в индивидуальных консультациях и учебных семинарах. Поэтому общей рекомендацией может быть такая: до вынесения сложной темы на системную расстановку, с клиентом необходимо провести большую предварительную работу, накачать его самыми разнообразными ресурсами, в том числе разъяснить законы семейных систем, заранее познакомить с процедурой, показать основные интервенции и разъяснить их смысл. Это очень похоже на то, как школьников готовят с сдаче ЕГЭ. Не только задачи учат решать, но и рассказывают про процедуру, чтобы она не стала для них тормозящим фактором. Когда человек посещает несколько расстановок в качестве наблюдателя и  заместителя, он в мягкой форме знакомится с процедурой и тем самым подготавливается к собственной расстановке в качестве клиента. 

  ***

Приходите на системные расстановке, знакомьтесь с закономерностями семейных систем, знакомьтесь с методом работы, помогайте другим в их расстановках в качестве заместителей, прорабатывайте свои собственные проблемы и делайте свою жизнь здоровой, счастливой, успешной и богатой. А системный расстановщик вам в помощь! 

 

Автор: Юрий Карпенков

Позвоните мне

Заполните форму, и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Заполните все поля

Cообщение отправлено

Вскоре наши операторы свяжутся с Вами

OK

Записаться к специалисту

Заполните форму, и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Заполните все поля

Заявка отправлена

Вскоре наши операторы свяжутся с Вами для уточнения времени консультации

OK