Вы здесь

Как работать с травмой в процессуальной терапии

Автор процессуальной терапии – Арнольд Минделл. Он и его жена Эмми Минделл - авторы большого количества книг. На своих семинарах они детально рассматривают тему травмы.
Травмой является любое событие, которое повергло нас в состояние эмоционального шока, которое мы не смогли пережить. И тогда, когда в нашей жизни складываются ситуации подобные травматичной, мы либо избегаем этих ситуаций (реакция «избегания»), либо мы говорим, что это нам вообще не нужно, либо мы агрессивно отстаиваем свои границы. Но чаще всего, если у нас когда-то была травма, мы в это потом просто не идём. Например, если нам сказали, что мы плохо выглядим, что выбрали не нас, а другого партнера, то мы можем не идти в какие-то личные отношения.
Если в какой-то момент наш партнер сказал нам, что он не хочет ребенка, мы можем либо усиленно пытаться завести ребенка с другими партнером, либо, если мы сделали аборт, просто избегать контактов с мужчинами. И в момент, который для посторонних людей может казаться незначимым, мы можем принять решение, что мы вообще не пойдем в личные отношения, и будем развивать себя только в профессиональной деятельности, а личной жизнью заниматься не будем.
Или наоборот, мы долго шли по карьерной лестнице и очень много сделали для какой-то организации, но на повышение идёт другой человек, а не вы. Если человек не в силах пережить эту травму, он может сказать: «Я буду заниматься семьей и детьми, или буду заниматься другой профессиональной областью». И люди со стороны могут сказать: «Ты в этой области уже 15 лет. Ты просто потрясающий специалист. Как мы без тебя». А он в ответ скажет: «Нет, нет. Мне просто надоело заниматься работой». А на самом деле человек не смог пережить эту травму унижения и несправедливости.
То, что для одного человека может быть большой травмой, для другого человека травмой может не быть. Это очень интересный момент.

И на программе по травмотерапии мы будем разбирать свои травмы, будем делать это в группе. Помимо опыта, помимо того, что является травмой, а что - не является. У нас будет возможность получать ресурс группы, с людьми которые в течение года будут очень большой поддержкой.
Травмы делятся на:

- травмы насилия,

- травмы пренебрежения,

- травмы лишения.  
Они несут чувства, по которым мы можем сами про себя понять, что травма у нас существует. Это чувства стыда и вины. Стыд может иногда проявляться как обида, а вина может проявляться как гнев. Очень часто за этим стоят внутренние высказывания: «Я ничего не стою», «Я не заслуживаю лучшего». И это может быть как внутреннее обесценивание, которое выражается в страхе: «меня не выберут», «меня не оценят», состояние ужаса, беззащитности, беспомощности.

Или это может быть состояние грусти, боли, одиночества, страха, что бросят, состояние отверженности. Всё это лежит в основе чувств обиды и гнева.

И вы можете взвесить, какие чувства в вашей жизни являются ведущими. Если вы сейчас взвесите, что сейчас в вашей жизни занимает большее место: чувство радости, любви к миру, удовольствие от своей жизни, либо чувства неуважения к себе, боли, грусти, одиночества, заброшенности, обесценивания себя и своих поступков,


***

Вся травматерапия построена на работе с ресурсами. И для того, чтобы встретиться с травмой (это называется «конфронтация с травмой»), мы должны провести человека через ряд ресурсных техник. Помимо работы с травмой с процессуальном залоге, мы сегодня немножко коснемся ресурсных техник.


Ресурсные техники направлены либо на то, чтобы вы вспомнили какие воспоминания, которые для вас хороши. Иногда у человека, у которого в жизни много сложных проблем, ресурсные воспоминания амнезированы.
Например, если родители были алкоголиками и драчунами, ребенку, когда он вырастает, кажется, что в его жизни не было ничего хорошего. Но когда мы в рамках травматерапии задаем определенные вопросы себе и друг другу, выясняется, что ресурсные воспоминания есть у каждого.
А наша психика устроена очень интересным образом. Она устроена так, что когда мы что-то вспоминаем, несмотря на то, что событие было в прошлом, или несмотря что мы это событие воображаем в будущем эмоции радости, удовольствия и любви, мы испытываем прямо сейчас.

И сейчас мы с вами сделаем одно интересное упражнение.

Напишите на листочке свое состояние по шкале от минус 10 (очень плохое), до плюс 10 (очень хорошее, радость, эйфория). Для чего? Чтобы после занятия сравнить, поменялось ли ваше состояние или нет.
Вспомните любое место, где вам было хорошо. Не важно, будет ли это ваша квартира, место на природе, на даче. Может быть это место, которое вы посещали некоторое время назад.
Представьте, что вы находитесь в этом хорошем или, как мы говорим в травматерапии, ресурсном месте. Представьте себя в этом месте. Оглянитесь по сторонам. Посмотрите, что вас окружает. Может быть это мебель, ели ресурсным местом является ваш собственный дом, или гостиная в доме вашей бабушки.

Если место хорошее, ресурсное, то вам очень удобно сидеть, стоять или лежать. Представьте себя в удобной позе. Находясь внутри своего тела, посмотрите, что расположено вокруг. Почувствуйте, что ваше тело приятно расслаблено. Может быть, вы услышите какие-то звуки. Это могут быть звуки природы, это могут быть звуки тишины. Или какая-то приятная для вас музыка. Может быть, вы почувствуете какие-то запахи, которые присущи тому месту, которое является для вас хорошим ресурсом.
И иногда мы даже не замечаем, что в наших воспоминаниях есть звуки и запахи. Но когда мы соединяем вместе звуки ресурсного места, запахи ресурсного места, картины, которые мы там видим, может быть, какие-то цвета, может быть какие-то телесные ощущения от травы, деревьев и цветов, или от дивана или кровати, на которой вы сидите или лежите в ваших воспоминаниях.

Попробуйте собрать это всё в себе воедино.
Может быть, вы увидите каких-то людей. И рассмотрите, во что они одеты. Может быть, это будут близкие люди. Может быть, это будут те люди, которых сейчас нет с вами. И я прошу, если к вам будут приходить какие-то ностальгические чувства, просто дышать чуть глубже и продолжать находиться в этом ресурсном воспоминании.
И сейчас я попрошу вас каким-то образом запомнить, маркировать, как вы это воспоминание можете в себе вызвать. Может быть, это будет какой-то символ. Может быть какой-то цвет, какой-то запах.
Может быть, вы запомните это воспоминание, и придет некий образ, какой-то знак. Что-то еще…

И после того как вы как-то маркируете это воспоминание, так чтобы вы могли его вызывать в будущем, вы можете написать мне про своё состояние. Стало вам лучше и хуже. Иногда оно улучшается. А иногда ухудшается, когда мы видим людей, которые нас покинули по разным причинам.


***

«Если сил стало больше, но тоска присутствует» - это часто связано с тем, что в воспоминаниях присутствуют какие-то люди, бывшие наши возлюбленные, бабушка, которой сейчас нет в живых. И очень важно отделить ресурсное состояние от этих людей. И в будущем на занятиях по травмотерапии, мы с вами будем этому учиться.
А пока я бы очень хотела, так как речь у нас сегодня идет о процессуальной работе, о ресурсах, чтобы вы написали о том, какие хорошие вещи были у вас в детстве, что хорошего было в вашем детстве и подростковом возрасте. За 5 минут написать 20 вещей (пунктов). Это может быть все, что угодно. Праздники, хождение на демонстрации и концерты, музыкальная или художественная школа, общение с родственниками и друзьями. И многое, многое другое. Напишите своё отношение к тому, как много хорошего было в вашем детстве.
И это упражнение можно продолжать. Некоторые мои студенты писали 200-300 очень хороших вещей о своем детстве.


Еще одна хорошая новость: то, что было забыто, можно повторять.

Например, люди, которые забыли, что они танцевали с 5 до 12 уже иногда во взрослом возрасте шли на танцы и с удивлением обнаруживали, что это очень большой ресурс, чтобы пережить расставание с любимым человеком или травму, связанную со смертью родителей или близких друзей.
Травматерапия – это исследование себя. Это возможность взять от своей жизни максимум радости.

Если у кого-то детство было трудное и такое детство не хочется вспоминать. Просто выполните задание и напишите… 17 событий, которые в этом трудном детстве стали очень хорошими – это не мало.


***

Чтобы понимать, были или нет у вас травмы, я расскажу, что такое с точки зрения травматерапии здоровые родители. Какие родители являются здоровыми родителями для ребенка. Может быть, тем из вас, кто является родителями и надеется быть родителями, это понадобиться.
1.    Здоровые родители воспринимают ребенка как отдельную индивидуальную личность. (Сразу примеривайте это к себе. Ваши родители воспринимали вас как отдельную личность?) Если кто-то рассказывает о ребенке: «У нас выросли зубки», «Мы пошли в первый класс», «Мы поступили в институт», «У нас родился ребеночек», такого восприятия нет.
2.    Здоровые родители удовлетворяют физические потребности ребенка. Ребенку нужно место, где спать, и желательно, чтобы постель была отдельной. Ребенку нужно есть, и желательно, чтобы это были хорошие продукты. Я сталкивалась с тем, что родители являются вегетарианцами, и считают, что можно кормить ребенка только вегетарианской пищей. Но вегетарианство для взрослых – это одно, а вегетарианство для ребенка в России (не в Африке) – это совсем другое. Это сильно влияет на его развитие. Желательно, чтобы у ребенка была отдельная территория, где он может делать свои уроки. И очень важно, чтобы у ребенка была возможность выбирать, возможность делать выбор.
3.    Теплая среда. Это такая среда, когда родитель верит, что у ребенка все получится, где он доверяет своему ребенку даже если что-то не тал. Но очень часто родители воспринимают детей как свою собственность, как средство для достижения своих целей. Я часто встречаю женщин, которые рожают детей в 40-45 лет. На его рожает, потому что боится в старости жить одна, потому что дальше нельзя тянуть, нужно родить ребенка. Причем, это не потому, что у человека одиночество и нет реального партнера, а потому что очень жалко тратить время молодости на ребенка. Если женщина в 45 лет его рожает, она считает, что она совершила подвиг и соответственно ребенок должен ходить во все кружки, на танцы, на танцы, музыку. Ребенок должен принести родителям все дипломы. И родители говорят: «Мы любим своего ребенка». На самом деле родители не пытаются разобраться, что нужно ребенку. Родитель пытается за счет ребенка создать свой имидж, престиж и прочее.
4.    Здоровый родитель сам является ролевой моделью. Т.е. его убеждения, ценности, слово и дело, его поведение не противоречивы. Если отец отчитывает сына: «Петь, а чего это ты в 15 лет куришь?», а сам курит, он не является ролевой моделью. Или если отец говорит ребенку: «Чего разбросал свои вещи, надо убираться!», а у самого беспорядок и запустение, он не является ролевой моделью. Здоровый родитель является примером во всем. То, что говорит, совпадает с тем, что он делает. И ребенку не нужно врать.
5.    Здоровый родитель позволяет ребенку нести ответственность за свои действия. Например, ребенок напроказничал, его наказали. Ребенок сделал что-то хорошее – его похвалили. Важно, чтобы для ребенка была четкая предсказуемость: вот за эти вещи меня наказывают, а вот за эти - хвалят. Важно чтобы не было такого, когда «шлея под хвост» маме попала, и она ребенка похвалила. А в другой день у неё плохое настроение, и она его поругала.
6.    Здоровый родитель просит прощения за свои ошибки. (Ответьте сами себе: когда-нибудь ваши родители просили у вас прощения за ошибки?). Если родители просят прощения за свои ошибки у ребенка, в будущем ребенок сможет просить прощения за свои ошибки у своего партнера.
7.    Здоровый родитель учит ребенка делать выбор. И одновременно учит нести ответственность за свой выбор. Есть родители, которые уже в 3 года спрашивают ребенка, ты хочешь в театр или кино, синюю игрушку и красную. Везде, где возможен выбор, он дает ребенку право выбирать. Потому что одна из проблем детей, которые растут у волевых, властных и контролирующих родителей – это неспособность самостоятельно сделать выбор. Чтобы не делать выбор, очень часто они вообще ничего не хотят. Если с детства папа и мама запрещали делать выбор, у ребенка нет опыта, как делать выбор. И может быть, в вашей семье это было так.
8.    Здоровый родитель учит ребенка эмоциям. Учит ребенка тому, что тот имеет право испытывать как позитивные, так и негативные чувства. Учит тому, что это нормально – испытывать боль плакать, расстраиваться и огорчаться. Учит тому что, это нормально – радоваться и смеяться. Я сталкивалась с тем, что в очень многих семьях, эмоции расцениваются как что-то очень плохое. «Чего ты смеешься? Что люди подумают?» Если в семье есть запрет на эмоции, это приводит к психосоматическим заболеваниям у ребенка. Как минимум к телесным зажимам.
9.    Здоровый родитель помогает сформировать собственному ребенку свою систему ценностей. Как только ребенок начинает подрастать, родитель начинает уважать систему ценностей ребенка. Например, если мама – преподаватель музыки, но она здоровый родитель, она не будет заставлять ребенка обязательно заниматься музыкой. Она может ему предложить. И одновременно, если этот ребенок захочет заниматься боксом, она не будет его от этого удерживать. Она разрешит ему получить это опыт. И самому решить, что хорошо, а что плохо. И я еще раз подчеркну, здоровый родитель не только учит делать выбор, но и учит нести ответственность за свой выбор.
10.    Здоровый родитель вдохновляет своего ребенка радоваться жизни. Здоровый родитель вдохновляет своего ребенка быть альтруистичным. Учит его отдавать, делиться. Но есть родители, которые перегибают в этом палку. Они внушают ребенку: «Ребенок должен отдавать всё на свете». И тогда вырастают люди, которые привыкли все отдавать, всем жертвовать, но ничего не умеют брать у других. Это тоже палка о двух концах.
11.    Здоровый родитель не ожидает от ребенка, что ребенок вырастет, и будет почитать своего родителя как самого лучшего. Здоровый родитель рожает ребенка и растит его просто так, без претензий на последующую поддержку, последующее содержание родителя. Невозможно это сделать насильно. Если родитель имеет нарциссичную личность, для него дети как слуги. И пока такой родитель жив он считает, что он должен быть на самом главном месте у ребенка.


Мы с вами на курсе травматерапии будем проходить схему. Эта схема называется «Круги близости, ответственности и взаимного влияния». Так вот нарциссичный родитель всю свою жизнь считает, что он должен быть для своего ребенка в круге номер 1.
Нездоровый родитель считает, что ребенок с детства должен все знать, как ему себя вести, и что делать. Он воспринимает ребенка как уменьшенную копию взрослого. И мы будет говорить о том, что есть определенные периоды развития. На курсе «Травматерапия» мы будем с вами разбирать, как развивается личность. Что ребенок может знать и уметь в одном возрасте и понятия не иметь о другом.
Когда взрослый воспринимает ребенка как уменьшенную копию взрослого, он полагает, что он имеет право раздражаться, когда ребенок чего-то не знает, или не умеет. А ребенок в этом случае подстраивается. Вы наверняка видели детей, которыми родители очень гордятся, которые в 4 года умеют читать стихи длинной 7 страниц. И родители просто кичатся, что у них такой ребенок. А на самом деле – это травмированный ребенок, который подстроился, чтобы угодить взрослым. И если родители заставляют угождать, то ничего хорошего из этого травмированного ребенка не получается.


Нездоровый родитель считает, что у ребенка не может быть своего мнения.


Нездоровый родитель дарит ребенку подарки, которые нравятся ему, а не ребенку.


Нездоровый родитель говорит ребенку: «Я тебе это дарю, но ты мне за это должен».


И это очень важная вещь. Если вам в детстве родители как-то говорили: «Ты мне за это должен», это фактически травма на всю жизнь.


Здоровых родителей я встречала. Но очень редко. Но я встречала людей, которые проходили у меня травматерапию и становились здоровее. И тогда если они не могли дать этого своим детям, они могли дать это своим внукам. Потому что здоровье или нездоровье родителей очень часто связано с обществом, в котором родители наши росли. И с той системой ценностей, которая передавалась им. И действительно здоровый человек – это зрелый человек, это сформированная целостная личность. И вообще травматерапия ведёт нас к тому, что мы с вами стали более здоровыми, более зрелыми и точно более целостными. В момент травмы наша личность подвергается расщеплению. Травматерапия направлена на то, чтобы мы снова нашли наши расщепленные части, и получили целостную личность. Потому что только целостная личность может получать удовольствие от жизни. Только целостная личность может понимать, что ей нужно. Только целостная личность может двигаться к целям и понимать, что эти цели её, а не чьи-то еще.


***


Процессуальная работа.


У нас в ближайшее время в Центре «Ольвия» будет процессуальная работа, которую будет вести специалисты международного уровня. Если у вас есть желание, у вас есть возможность посмотреть процессуальную работу в чистом виде. Анонс будет на сайте. Следите за новостями.


Автор процессуальной терапии – Арнольд Минделл занимался квантовой физикой. И в процессуальную работу заложены принципы квантовой физики. Это очень интересно.
Один из принципов – это принцип полярности. И с точки зрения процессуальной работы, любой симптом, любые эмоции, которые у нас возникают (стыд, вина, чувство отверженности) – всё это связано с заблокированной энергией. И с помощью процессуальных упражнений, мы с вами можем увидеть качество этой энергии. И сегодня у нас с вами будет в завершение занятия, необыкновенная динамическая медитация.
Я прошу вас вспомнить состояние, которое вы считаете для себя неприятным. Состояние печали, грусти. Может быть, вы вспомните неприятное событие. Одиночество, грусть, печаль, отчуждение. Сейчас я попрошу вас сохранять это состояние и дать ответ на вопрос: «Как вы чувствуете это состояние внутри своего тела? Как вы понимаете, что это состояние у вас есть?» Может быть, у вас что-то болит, ноет. Потому что любые состояния как-то проявляются в нашем физическом теле.
А сейчас я попрошу вас подвигаться в комнате или подвигать правой или левой рукой, или обеими руками сразу. Если бы вы показывали это состояние в движении, что это был бы за жест? Какое бы это было движение? И те, кто имеет возможность двигаться по комнате, вы можете двигаться. А те, у кого нет такой возможности, вы можете делать движения руками, головой, любой частью тела. От этого качество упражнения не изменится.
Теперь если вы уже поняли, какое есть движение у этого состояния, я прошу усилить это движение. В любом случае следите за тем, чтобы вы были в безопасности. Если, например, движение выражается кружением, не надо кружиться слишком быстро, чтобы вы не ударились о мебель и стены. Сохраняя безопасность, можете менять скорость и амплитуду движения.
Просто выражайте это состояние через движение. Постарайтесь стать этим движением. Вы и есть это движение. Как будто нет ничего, есть только движение. Движение головы, руки, или движение всем телом. Вы находитесь в пространстве и следуете за тем движением, которое внутри вас происходит.

Теперь я попрошу вас представить какому природному явлению, ландшафту, животному, может соответствовать это движение, которое вы делаете. На что это похоже? Может быть, это похоже на какую-то стихию, на дождь, на озеро. Может быть, это похоже на то, как шевелятся листья деревьев. Может быть, это похоже на то, как двигается какое-то животное. Ил похоже на что-то еще. Найдите аналогию этого движению в природных явлениях, среди животных. Теперь попробуйте издать звук, который будет символизировать эту энергию, энергию, которая из вас выходит. Может быть, это шелест листьев, а может быть это рев какого-то животного. Или это звук воды.
Теперь станьте этим животным, или этим ландшафтом, этой стихией, этим природным явлением. И попробуйте услышать словесное послание, которое может быть у этой энергии в ваш адрес. Что эта энергия могла бы вам сказать? Что она хочет? Она хочет спокойствия, созерцания, движения? Можете запомнить или записать эти слова.
В процессуальной работе это послание называется посланием сущностного уровня.

Может быть, кому-то нужно чуть больше времени, чтобы проявить это послание.
Теперь подумайте, если это послание вы сможете применить к своей текущей жизни, если вы будете следовать этому посланию, что в вашей жизни поменяется, что станет по-другому. Если в тех сложных ситуациях, которые есть у вас, вы примените это послание, если вы будете жить под этим девизом, что произойдет в вашей жизни? Может быть, будут по-другому складываться ваши отношения с близкими? Или, может быть, вы что-то поменяете в своей жизни? Или произойдет что-то еще?
И сейчас я попрошу вас вернуться в реальность. Если вы двигались, присядьте за стул. Почувствуйте как ваше состояние? Что дало вам это упражнение? Как вы себя чувствуете?


***

Прежде чем завершить занятие, поделитесь обратной связью, насколько у вас всё получилось?

Если у вас есть экзистенциальные переживания (слезы и др.) разрешите себе эти переживания.

Прежде, чем общаться сегодня с людьми, побудьте в этом состоянии.

Может быть, будут идти послания, которые приведут вас к каким-то мыслям.

Иногда это послание не сформулировано в виде слов. Иногда это какое-то состояние тела. Ощущение движения вверх, расширения тела или что-то еще…


***

В этом смысле процессуальная работа уникальна. И у меня есть надежда, что в рамках курса «Травматерапия» мы будем не раз соприкасаться с этим. Я вас научу тому, что мы с вами сейчас делали. В процессуальной терапии это называется внутренняя работа.